Чем измеряется Россия
Чем измеряется Россия
Проект сотрудников Института археологии и этнографии СО РАН «Сибирское измерение российской нации» получил грант правительства НСО на проведение прикладных научных исследований. Корреспондент «Навигатора» встретился с руководителем проекта кандидатом исторических наук Василием НИКОЛАЕВЫМ.
Россияне и сибиряки
– Почему именно эта тема привлекла Ваше внимание?
– По результатам последней переписи населения многие жители НСО и Сибири в графе национальность написали «сибиряк». И дело даже не в том, что такой национальности не существует в природе, а в том, что национальная и этническая идентичность размыты. Каждый из нас вкладывает свой смысл в слово «сибиряк» и это характерно не только для современности. «Сибиряков» можно отыскать и в документах Российской империи, и в материалах Всероссийской сельскохозяйственной переписи 1917 года. Полагаю, что сейчас сибиряк особенно активно начал проявлять свою идентичность в многокультурной среде Сибири. Что касается соотношения сибиряк – русский/россиянин, то не следует рассматривать их как полярные. Скорее, наоборот, сибиряки – часть российской нации. Важно другое: будет ли происходить дистанцирование этих идентичностей друг от друга? Ведь в последние время стало модным находить среди своих предков как мифических существ, например, эльфов, так и представителей реально существующих народов не только России, но и мира.
– Тогда поясните, кто такие русские и что включает в себя понятие российской нации?
– Русские – титульный народ России. На протяжении всей истории он отличался своей открытостью, т.е. втягивал в свою орбиту окружающие народы и нации, меняясь под их влиянием. Известны примеры, когда отдельные группы русских, смешиваясь с представителями коренных народов отдаленных уголков Сибири, перенимали их образ жизни, целые пласты аборигенной культуры, но сохраняли свою природу. В конечном итоге эта открытость привела к разнообразным межэтническим связям (например, смешанные браки, этнокультурные контакты), которые повлияли на русских и на генетическом, и на культурном уровнях.
В наши дни, чтобы считать себя русским, достаточно владеть русским языком и знать культуру. А вот корни российской нации – в многонациональном советском народе. Так что русские – это культурная и этническая принадлежность, а россияне – гражданская, политическая идентичность. При этом между ними нет противоречия; они, скорее, дополняют друг друга. И если говорить о национальной идее, то она прежде всего направлена на объединение многонационального населения России при сохранении ее этнического многообразия.
– Почему так важно для нас отождествлять себя с национальной группой?
– Каждый человек волен сам определять свою идентичность, ассоциируя себя с той или иной группой: этнической, профессиональной, социальной. Сама по себе этническая идентичность в обычной жизни мало востребована. Но становится актуальной, когда приходится соприкасаться с представителями другого народа. Традиционно межгрупповые взаимоотношения выстраивались по линии «мы – они». В век глобализации и отдельный человек, и народ в целом также стремятся сохранить индивидуальность. Ведь без опоры на собственные корни, позитивной идентификации со своим народом невозможно гармоничное сосуществование и с другими этническими группами. Но, к сожалению, ускоренная урбанизация, мобильность населения, модернизация, разрушение семейных и родовых связей влияет на ощущение этих корней.
Новосибирская область и ее жители
– Наверное, в многокультурной среде Сибири это особенно сложно?
– Только на территории НСО проживают представители 140 народов и этнических групп: русские, немцы, татары, украинцы, узбеки, казахи, таджики, армяне, азербайджанцы, киргизы, белорусы. В области действуют 350 религиозных организаций, представляющих более 40 конфессиональных объединений. Сохранением культуры, традиций и языка занимаются 66 национальных общественных организаций. Такая полиэтничность населения связана с центральным положением региона на карте России. Транзитная функция города на долгие годы определила формирование разнородных сообществ, стремящихся к самоопределению по этнокультурному и социальному признакам.
– Грант выделяли на проведение прикладных исследований. Какая у них цель?
– Анализ и прогноз развития актуальных идентичностей народонаселения Новосибирской области. В джоулях и амперах, а также килограммах и метрах результаты этой работы не измерить (смеется). Это практическая работа, и выводы ее можно будет использовать при разработке долговременных сценариев развития НСО. Например, в стратегиях этносоциального развития региона, в муниципальных и региональных социокультурных программах, ориентированных на межкультурное взаимодействие, а также в образовательных проектах, ориентированных на гармонизацию межнациональных отношений в системе образовательных учреждений.
Чтобы собрать необходимые данные, сотрудники нашего отдела будут выезжать в различные населенные пункты области и проводить полевые исследования. Именно там этнограф делает главные открытия: рассказы людей, в которых раскрывается судьба поколений, и история нашей многонациональной страны. Весь материал будет зафиксирован, обработан, получит отражение в годовом отчете и серии публикаций, а также кандидатских работах исполнителей проекта. Скоро отдел этнографии выпустит две монографии, посвященные оценке человеческого потенциала коренного населения Западной Сибири и этносоциальной истории Новосибирска (конец ХIХ – начало ХХI века). В них мы также планируем использовать результаты работы над проектом.
– Кто проводит исследования?
– Молодые ученые, среди которых Елена Ким, Юлия Гейбель, Евгений Антропов. Говоря о значимости проекта, важно отметить, что это первое системное комплексное описание этносоциальных процессов в Новосибирске и области. Выделив структуры идентичностей народонаселения НСО и место в ней российской идентичности, мы можем спрогнозировать ситуацию и предвосхитить негативные последствия. Ведь перед многими регионами России, включая Сибирь, стоят серьезные вызовы их перспективному развитию. Миграционные процессы, межнациональная напряженность, отсутствие гражданской идентичности – это то, что тормозит развитие государственных и региональных программ в сфере национальной политики.
Юлия ВЕРХУША
На снимке: В. Николаев
Комментарии