Ботсад СО РАН: от мясоедов до «царицы ночи»
Ботсад СО РАН: от мясоедов до «царицы ночи»
В прошлом году любимое место прогулок жителей Академгородка – Центральный ботанический сад СО РАН отметил 70-летие. О том, что сделано, ближайших планах и далёких перспективах, рассказал директор учреждения Евгений БАНАЕВ.
Лучший за Уралом
В России – девять академических ботанических садов. Всего же их около сотни, но многие принадлежат вузам, ведомствам и там чаще всего решаются просветительские задачи. В Новосибирске лучший за Уралом академический ботанический сад, в котором проходят фундаментальные исследования.
– Мы – коллекция генофонда: все ботсады мира считаются звеньями в глобальной цепи сохранения растений. И в нашей работе – это одно из важнейших направлений, – говорит Евгений Викторович. – Пока у нас введено около 30% исчезающих в Сибири видов, надо довести до 75%.
Ботсад СО РАН, особо охраняемая природная территория размером 850 га, вносит неоценимый вклад в повышение качества экосистемы всего Новосибирска. С ним не сравнится даже Академгородок, считающийся самым чистым местом города. Кстати, как рассказал Евгений Банаев, недавно экологи-геоботаники исследовали 50 га Советского района и выяснили, что из-за тропинок, которыми особенно пестрят лесочки правобережья, всего 2,3% этих площадей можно считать флористически ненарушенной территорией.
Много в ботсаду и пищевых растений, большинство из которых имеет сельскохозяйственное значение. Здесь находится одна из крупнейших коллекций перцев и томатов: около 1690 сортов.
По словам директора, во взаимодействии с китайскими коллегами им удалось получить и теплолюбивые сорта, которые уже районированы, включены в реестр селекционных достижений РФ и могут использоваться для производства функциональных продуктов питания. Например, вигна – спаржевая фасоль. Её длинные мясистые бобы содержат большое количество белка, кроме того, она успевает вызреть и принести плоды за наше короткое сибирское лето.
Мечты и планы
Сибирскому ботсаду не хватает оранжерейного комплекса. Сотрудники признаются, что хотели бы видеть свою территорию похожей на ландшафты чешского ботанического сада в Либереце с оранжереями в виде пчелиных сот, каждая из которых имеет свой искусственный климат. Но учёные рассказывают об этом, особо не веря в исполнение мечты.
Более выполнимо, на их взгляд, создание в оранжерее коллекции растений-мясоедов. Специалисты уже работают над выведением одного из подобных видов. Из рода мухоловок и других, растений, питающихся насекомыми, есть росянка. В планах также развитие направления по тропическим и водным видам. Например, очень бы хотелось, чтобы у нас был лотос Комарова или кувшинки. Но для этого нужен пруд, а это совсем далёкие перспективы, признаётся Банаев.
Пока же сибирские ботаники с гордостью перечисляют плоды своего труда. Это большая коллекция лекарственных растений; пользующийся популярностью экспериментальный сад – бансай-парк; дендрарий, который насчитывает уже более 600 видов. Не менее ценна коллекция декоративных растений: в открытом грунте высажено более 2,5 тыс. таксонов. Будет развиваться уже существующее собрание редких и исчезающих видов.
Хотят благоустроить при въезде на территорию сад топиарного искусства: здесь продемонстрируют разные типы стрижек растений, покажут, как с помощью формовки можно преобразовать деревья и кустарники. Закладывается экспозиция регулярного сада, где на маленькой территории посетители познакомятся со стилем французских классических садов.
Будут проводить пиар-акции, организуют новые экскурсии. Например, ночные, поскольку есть много растений, красота которых в полной мере раскрывается только в тёмное время суток. Среди них – кактус «царица ночи»: во время цветения одновременно распускается до 150 цветков диаметром по 30 см.
Эрмитаж кактусов
Совсем скоро для посетителей распахнёт свои двери сад суккулентов и кактусов – экспозиция Старого и Нового света. Раньше галерея была недоступна для экскурсий. Благодаря поддержке ФАНО в 2016 году ЦСБС СО РАН получил субсидию на капремонт и сейчас, по словам директора, идет её активное освоение: уже проведены работы в коридоре первого этажа, организован доступ к экспозициям.
На входе гостей встречает каменная стена с небольшим водопадом. Вдоль изгибающихся дорожек – кактусы и агавы всех мастей – выпуклые, изогнутые, стоящие и висящие. Двигаться по оранжерее лучше с осторожностью: кое-где можно встретить предупреждение «Внимание: падают кактусы».
– Ограждаем, предупреждаем, чтобы люди не прикасались. Многие растения защищены пробками, чтобы никто не поранился, – рассказывает руководитель группы ландшафтной архитектуры и фитодизайна ботсада Юрий Овчинников.
Эту оранжерею специалисты называют кунсткамерой для кактусов, поскольку таких растений в природе не существует. Гибриды долго не живут и существуют только в привитом виде.
– Что здесь самое ценное? Не скажу, пожалуй, никто не скажет: это вся коллекция, – рассуждает специалист. – Сказали бы Пиотровскому: «Завтра Эрмитажа не будет – забери самое ценное». Что он возьмёт?
Юлия КУДРЯВЦЕВА
Снимки автора
Комментарии