Белые пятна и чёрное золото
Белые пятна и чёрное золото
В условиях мирового экономического кризиса, падения цен на углеводороды и «заморозки» проектов по разработке новых месторождений вопросы, обсуждавшиеся на молодёжной конференции «Трофимуковские чтения», обладали не только научной значимостью.
Десятки молодых учёных-геологов из России и ближнего зарубежья собрались в Институте нефтегазовой геологии и геофизики имени А. Трофимука СО РАН, чтобы рассказать о своих открытиях, разработках в области геологоразведки, новых способах добычи полезных ископаемых.
– Россия должна играть роль стабилизатора на мировых рынках нефти и газа, это подчёркивал и наш президент, – в своём выступлении отметил академик РАН Алексей Конторович. – Несмотря на экономические кризисы, подобные сегодняшнему, объективно цены на нефть и газ будут расти. За последние 25 лет открыто 15 месторождений-гигантов, есть огромные перспективы в Мировом океане вне России.
Добыча нефти и газа в труднодоступных районах стала одной из важнейших тем конференции. Институт ведёт исследования на территории Арктики, Печорского и Баренцева морей до устья реки Лены. По сегодняшним оценкам, именно там будут сосредоточены главные запасы нефти.
– Предполагается, что Арктика содержит около 100 млрд тонн условного топлива (принятая в геологии единица учёта), – поясняет Алексей Конторович. – Но чего там больше – нефти или газа – вопрос дискуссионный. Не нужно торопиться с выводами, ведь мы плохо знаем регион: возможность вести там геологические исследования сейчас сильно ограничены.
По словам учёных, правительство даёт лицензии на освоение шельфа Арктики только «Роснефти» и «Газпрому». Обе компании выполняют огромную работу по сейсморазведке и открытию месторождений, однако основная информация остаётся в стенах офисов корпораций, академические институты и вузы к ней доступа не имеют.
Не обошли стороной учёные и тему добычи сланцевой нефти, на которую в последние годы возлагают серьёзные надежды ресурсодобывающие компании всего мира, особенно США.
– Такие месторождения открыты по всей Западной Сибири. Сланцевую нефть трудно извлекать, но исследования показывают, что запасы очень большие, – говорит Михаил Фомин, кандидат геолого-минералогических наук. – Из-за разницы пластового и атмосферного давлений в процессе добычи нефть бьёт из-под земли фонтаном. Однако сланцевая залегает в плотных глинистых толщах, при этом находится в капиллярном виде, то есть не выходит на поверхность сама собой. Поэтому для её извлечения необходимы особые технологии и совсем другие финансовые затраты.
Директор Института нефтегазовой геологии и геофизики, академик РАН Михаил Эпов также подчеркнул, что именно добыча нефти из сланцевых пород сейчас представляет наибольший интерес для фундаментальной науки, ведь традиционные инженерные подходы почти исчерпаны:
– Требуются усилия учёных различных специальностей, большие надежды возлагаем на молодых ребят, – говорит Михаил Иванович. – Перспективен ещё один объект – отложения баженовской свиты. Пока нет технологий по их извлечению, но там сосредоточены запасы нефти, сравнимые с ресурсами всей Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции.
Баженовская свита – это группа горных пород в Тюменской области, площадь которых около миллиона квадратных километров. По разным оценкам, содержание нефти в ней достигает от 22 млрд до 3 трлн баррелей. Изучение этих залежей началось ещё в 60-х годах. Недавно несколько крупных добывающих компаний заявляли о планах её разработки, однако, по словам учёных, здесь ещё много белых пятен, и называть конкретные цифры по перспективам добычи очень рано.
Д. Бороздин
Комментарии
Тем более по статье 9 конституции эти месторождения уже сейчас могут находится в частной собственности. Какое вообще дело, например, до богатств скрывающихся в особняке Эпова? Пока этот вопрос, с конституцией, не отрегулирован, заниматься разработкой методов, преждевременно!