Адаптация к учебе
Адаптация к учебе
Позади 1 сентября, торжественная линейка, огромные белые банты и море букетов… Начинаются обычные школьные будни. Ребенок, который очень хотел стать большим, стать, наконец, школьником, бежал в школу вприпрыжку, уже встает утром без особого энтузиазма, хотя учится всего пару недель. Что происходит с ребенком? Он адаптируется к школе.
Этот процесс может занимать от одного до трех месяцев, а в редких случаях – до полугода. Весь жизненный уклад ребенка меняется радикально. Вот основные проблемы, с которыми ребенку предстоит встретиться в связи с поступлением в школу:
- смена режима сна и питания;
- увеличение времени, проводимого без активного движения, сидя за столом. Ребенок также больше времени вынужден проводить в помещении;
- смена стиля общения со взрослыми. Учитель зачастую не ориентирован на опеку и заботу, на установление индивидуальных контактов, поэтому в первое время ребенок может чувствовать себя одиноким и беспомощным;
- необходимость полного самообслуживания в столовой, в гардеробе, в туалете;
- необходимость самостоятельно организовать свое рабочее место, достать учебники из портфеля и аккуратно и быстро сложить их обратно, ничего не потерять и не забыть;
- необходимость правильно и своевременно реагировать на новые условные сигналы: звонок на урок и перемену. Подчиняться правилам поведения на уроке;
- увеличение объема интеллектуальной нагрузки.
В этом сложном для ребенка процессе родители могут стать помощниками, а могут, наоборот, мешать его успешному течению. Рассмотрим наиболее типичные ошибки, которые тормозят процесс адаптации к школе.
Довольно распространенной ошибкой взрослых является значительная смена требований, предъявляемых к ребенку с началом школьного обучения: «Ты стал взрослым, и теперь у тебя будут домашние обязанности!», «Ты уже большой – будешь оставаться один дома»… Ребенок находится в эпицентре социальных изменений – все, к чему он привык, теперь иное. Это вовсе не означает, что у школьника не должно быть никаких обязанностей. Важно, чтобы начало школьного обучения и появление домашних обязанностей, а также любые серьезные изменения жизненного уклада семьи, по возможности, оказались разнесены во времени.
Еще одним заблуждением является то, что ребенок с началом школьного обучения обретает и алгоритм того, как ему учиться. В частности, это относится к домашним заданиям. Так, мама, бросив взгляд на распорядок дня, сообщает: «А сейчас время учить уроки!» Ребенок, понурив голову, отправляется в свою комнату. Через полчаса мама заглядывает к ребенку, полагая, что он уже заканчивает задание, видит, что портфель еще не открыт, и вместо этого малыш увлеченно мастерит гараж для новой машинки.
Для ребенка, который еще вчера был дошкольником, совершенно нормальная ситуация. Он еще не умеет себя настроить и организовать. Ему сложно побудить себя сделать первый шаг. Уроки – это менее интересное и привлекательное, чем строительство гаража. Ребенок предполагает минутку построить гараж, а уж потом… Но минутка растягивается, поглощая все отведенное на уроки время.
Наказание здесь не поможет, оно не научит ребенка структурировать свое время и силы. Взрослому необходимо несколько раз сделать домашнюю работу с ребенком, чтобы стали понятны этапы и порядок выполнения.
Ребенок должен чувствовать, что ему интересно и радостно среди одноклассников, ведь ему необходимы и их оценка, их отношение – каждому малышу очень хочется завоевать авторитет и доверие ребят. Важно поддерживать ребенка в его общении со сверстниками: отпускать в гости, позволять самому приглашать гостей, участвовать в семейных школьных мероприятиях. Воздерживаться от категоричных оценок действий одноклассников.
Вдвойне недопустимы пренебрежительные высказывания взрослых в адрес педагога ребенка. Разрушение авторитета учителя может привести к утрате интереса к обучению, пренебрежению занятиями, дисциплинарным проблемам.
От терпения, такта, сдержанности, внимательного отношения родителей во многом зависит успешность адаптации ребенка к школе.
Анна БЕРДНИКОВА, психолог (8-913-905-09-40)
Комментарии