• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Комментарии
  • Рубрики
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 08:57 воскресенье, 07 июня
    Академгородок:
    Пробки: 1 балл
    07.06.2020
    USD: 68.63
    EUR: 77.97
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • Адаптация к учебе

    Адаптация к учебе


    Позади 1 сентября, торжественная линейка, огромные белые банты и море букетов… Начинаются обычные школьные будни. Ребенок, который очень хотел стать большим, стать, наконец, школьником, бежал в школу вприпрыжку, уже встает утром без особого энтузиазма, хотя учится всего пару недель. Что происходит с ребенком? Он адаптируется к школе.

    Этот процесс может занимать от одного до трех месяцев, а в редких случаях – до полугода. Весь жизненный уклад ребенка меняется радикально. Вот основные проблемы, с которыми ребенку предстоит встретиться в связи с поступлением в школу:

    -    смена режима сна и питания;

    -    увеличение времени, проводимого без активного движения, сидя за столом. Ребенок также больше времени вынужден проводить в помещении;

    -    смена стиля общения со взрослыми. Учитель зачастую не ориентирован на опеку и заботу, на установление индивидуальных контактов, поэтому в первое время ребенок может чувствовать себя одиноким и беспомощным;

    -    необходимость полного самообслуживания в столовой, в гардеробе, в туалете;

    -    необходимость самостоятельно организовать свое рабочее место, достать учебники из портфеля и аккуратно и быстро сложить их обратно, ничего не потерять и не забыть;

    -    необходимость правильно и своевременно реагировать на новые условные сигналы: звонок на урок и перемену. Подчиняться правилам поведения на уроке;

    -    увеличение объема интеллектуальной нагрузки.

    В этом сложном для ребенка процессе родители могут стать помощниками, а могут, наоборот, мешать его успешному течению. Рассмотрим наиболее типичные ошибки, которые тормозят процесс адаптации к школе.

    Довольно распространенной ошибкой взрослых является значительная смена требований, предъявляемых к ребенку с началом школьного обучения: «Ты стал взрослым, и теперь у тебя будут домашние обязанности!», «Ты уже большой – будешь оставаться один дома»… Ребенок находится в эпицентре социальных изменений – все, к чему он привык, теперь иное. Это вовсе не означает, что у школьника не должно быть никаких обязанностей. Важно, чтобы начало школьного обучения и появление домашних обязанностей, а также любые серьезные изменения жизненного уклада семьи, по возможности, оказались разнесены во времени.

    Еще одним заблуждением является то, что ребенок с началом школьного обучения обретает и алгоритм того, как ему учиться. В частности, это относится к домашним заданиям. Так, мама, бросив взгляд на распорядок дня, сообщает: «А сейчас время учить уроки!» Ребенок, понурив голову, отправляется в свою комнату. Через полчаса мама заглядывает к ребенку, полагая, что он уже заканчивает задание, видит, что портфель еще не открыт, и вместо этого малыш увлеченно мастерит гараж для новой машинки.

    Для ребенка, который еще вчера был дошкольником, совершенно нормальная ситуация. Он еще не умеет себя настроить и организовать. Ему сложно побудить себя сделать первый шаг. Уроки – это менее интересное и привлекательное, чем строительство гаража. Ребенок предполагает минутку построить гараж, а уж потом… Но минутка растягивается, поглощая все отведенное на уроки время.

    Наказание здесь не поможет, оно не научит ребенка структурировать свое время и силы. Взрослому необходимо несколько раз сделать домашнюю работу с ребенком, чтобы стали понятны этапы и порядок выполнения.

    Ребенок должен чувствовать, что ему интересно и радостно среди одноклассников, ведь ему необходимы и их оценка, их отношение – каждому малышу очень хочется завоевать авторитет и доверие ребят. Важно поддерживать ребенка в его общении со сверстниками: отпускать в гости, позволять самому приглашать гостей, участвовать в семейных школьных мероприятиях. Воздерживаться от категоричных оценок действий одноклассников.

    Вдвойне недопустимы пренебрежительные высказывания взрослых в адрес педагога ребенка. Разрушение авторитета учителя может привести к утрате интереса к обучению, пренебрежению занятиями, дисциплинарным проблемам.

    От терпения, такта, сдержанности, внимательного отношения родителей во многом зависит успешность адаптации ребенка к школе.

    Анна БЕРДНИКОВА, психолог (8-913-905-09-40)


    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Школа для родителей
    Взрослым наперекор
    157 0
    "Навигатор" № 21 (1243) от 05.06.20
    Человек и общество / Школа для родителей
    Будто бросаю ребёнка
    337 0
    "Навигатор" № 18 (1240) от 15.05.20
    Человек и общество / Школа для родителей
    Зачем нужен проект
    394 0
    "Навигатор" № 17 (1239) от 08.05.20
    Человек и общество / Школа для родителей
    Детсадовец на самоизоляции
    317 0
    "Навигатор" № 16 (1238) от 01.05.20
    Человек и общество / Школа для родителей
    Достаточно хорошая мать
    410 0
    "Навигатор" № 14 (1236) от 17.04.20
    Человек и общество / Школа для родителей
    Панически боится микробов
    908 1
    "Навигатор" № 12 (1234) от 03.04.20

    Популярное