Работы много: как живет Центр по проблемам домашних животных
Работы много: как живет Центр по проблемам домашних животных
Долгое время НЦПДЖ ассоциировался у тех, кто помогал бездомным животным, с живодёрней. Предпосылок к тому было много: начиная от отношения к его обитателям и заканчивая многомиллионными растратами, которые были обнаружены в конце 2018 года. Сотни людей выходили на пикеты и митинги, требуя уволить руководителя и превратить наконец центр в организацию, способную действительно помогать животным.
Будни НЦПДЖ
В декабре 2019 года стало известно: назначили нового директора. Центр возглавила Светлана Слесарева – человек, любящий животных и готовый решать их проблемы. О том, чем сегодня живет муниципальное учреждение и какие строит планы на будущее, она рассказала журналисту «Навигатора».
Встречает гостя дружный лай тех, кто сегодня живет в НЦПДЖ. Десятки собак, больших и маленьких, радостно виляют хвостами и прыгают на сетку вольеров. Нет, они вовсе не агрессивны – так питомцы привлекают внимание, чтобы к ним подошли и погладили.
Работники центра рассказывают: собаки в основном доброжелательны, практически все радуются людям. Но есть и те, кто держатся настороженно. Так, в одном из вольеров живет очаровательный пес. Он из тех, кто давно здесь, и при виде новых лиц старается держаться чуть в стороне. Ему хватает забот: почти всех собак, что живут с ним в вольере, привезли, когда он уже был «старичком» в НЦПДЖ, поэтому «хозяин» считает своим долгом заботиться о соседях и следить, чтобы никто не обидел.
А вот ласковый Батон рад пообщаться. Небольшая собака с очень добрыми глазами внимательно следит за каждым и всегда готова подставить голову, чтобы погладили.
– У нас собаки сейчас разные есть – большие и маленькие, очень открытые и те, кто всё-таки старается подальше держаться от людей. Вот такие они, хвостики наши, каждый со своим характером, – рассказывают сотрудники НЦПДЖ.
Здесь на постоянной основе работают 4 человека. В их обязанности входит покормить всех собак, погулять с ними, убрать в вольерах и, если нужно, что-то подремонтировать. Как признается руководитель учреждения, этих рабочих рук мало. Поэтому здесь всегда рады волонтёрам. Без них не справиться.
– Сегодня у нас живут около 140 собак и еще около 60 – в карантинном отделении в городе. Там, к сожалению, очень много щенков. Нам их подбрасывают – и всё, забывают. Не думают о том, что нам делать с ними. Мы ведь по сути не приют, – рассказывает Светлана Слесарева.
Беспризорные и безнадзорные
Попадают в НЦПДЖ животные с улицы. О ком-то сообщают новосибирцы, заприметившие собаку по месту жительства во дворе многоэтажки или рядом с частным сектором, о ком-то – сотрудники муниципальных учреждений. Не так давно, к примеру, позвонили из детского сада: собака ощенилась на территории. Приехали. Забрали. Поместили на карантин. Впереди стерилизация и чипирование. Параллельно будут искать хозяев для щенков.
– Чаше всего мы возвращаем собак в их прежнюю среду обитания. Но сначала, конечно, каждое животное проходит адаптационный период: собаку стерилизуют, если нужно лечат, затем определенное время наблюдают за ней: как она реагирует на незнакомых людей, на своих сородичей. Если в поведении нет отклонений и сотрудники центра понимают, что животное не агрессивно, его возвращают на то же место, откуда изъяли. У таких собак на ушах заметные жёлтые бирки. Мы не можем держать всех собак у себя. Людям нужно привыкать к такому соседству. Так живут во многих странах сегодня. Важно добиться сознательности и гуманности общества, – подчеркивает Светлана.
Когда она только пришла, вспоминает руководитель НЦПДЖ, в центре содержались около 130 собак. Состояние у них было не самое лучшее. Через несколько месяцев продуктивной работы почти 60 подопечных не только пришли в форму, но и обрели новый дом. Как здесь говорят, стали хозяйскими псами.
Сейчас в центре ведут активную работу по пиару своих питомцев. Каждое животное стараются сфотографировать, затем информацию о нем размещают в социальных сетях. По максимуму описывают характер, привычки и верят, что будущий хозяин узнает своего друга – и не пройдет мимо.
Увы, есть здесь и те, кто живет в НЦПДЖ с первых дней. И будет жить до конца своего собачьего века. Некоторые просто не приспособлены для жизни вне стен центра, в других условиях, особенно если попали сюда щенками. У некоторых к людям порой слишком большое доверие, что тоже может сыграть злую шутку с животным, если выпустить его на волю.
Собаки не появляются на улицах из ниоткуда. Чаще всего это либо выброшенные бывшие домашние питомцы, либо животные, которые потерялись и их не особо искали. Спустя какое-то время у этих брошенок и потеряшек рождается потомство, число бездомных прирастает...
Сегодня в центре готовят документы для того, чтобы можно было оборудовать кабинет по проведению операций по контролю численности на собственной базе. Стерилизовать собак и ставить прививки можно будет непосредственно в месте содержания. Это значительно сэкономит время.
Опасность рядом?
Один из самых сложных вопросов сегодня – взаимоотношения людей и бездомных собак. Не так давно в паблике микрорайона ОбьГЭС разместили информацию: стая уличных псов пугает местных жителей. А потом появилось сообщение о том, что собака порвала куртку маленькой девочке. И таких историй по Новосибирску и области много.
Весной ситуация осложняется тем, что начинаются так называемые собачьи свадьбы. Животные сбиваются в стаи, они активны, и при виде их люди начинаются пугаться: пройти мимо одной или двух собак, где-то лежащих, гуляющих или пробегающих, не заметив их, можно, а вот когда рядом 7-10 псов – уже вряд ли получится.
Тем не менее в НЦПДЖ говорят, что не нужно бояться. Истории с нападением собак зачастую раздувают.
– Конечно, случаи есть. Но их не так много. Для сравнения, в декабре-январе у нас около 8 тысяч новосибирцев получили травмы на городских улицах – и как-то это незаметно проходило мимо внимания общественности. Зато, как только появляется происшествие с участием собаки, сразу начинается паника, – отмечает Светлана.
На самом деле инциденты с нападением собак можно пересчитать по пальцам. Что же касается стай, то это явление сезонное. Первый пик обычно наблюдается в ноябре-декабре. И чаще всего он возникает потому, что животные начинают сбегать из частного сектора: появившиеся сугробы позволяют с лёгкостью перепрыгивать через заборы на улицу.
Второй пик отмечается в феврале-марте. Время, когда у животных начинаются течка и гон. Именно поэтому сейчас горожане встречают так много собачьих стай, это явление часто на виду.
– Что я могу посоветовать? В первую очередь нужно понимать, что у собаки, говоря в переводе на человеческие нормы поведения, есть свои цели и задачи. Как правило, очень редко бывает такое, что собака ищет, кого бы ей покусать. Поэтому просто дождитесь, пока пробежит стая, либо сами пройдите мимо. Но спокойно. Кричать и размахивать руками, замахиваться палками или камнями не надо. Собака сама пробежит, не обращая на вас внимания, – говорит Светлана Слесарева.
Конечно, тот, кто когда-то сталкивался с агрессией животных, вряд ли сможет пройти мимо стаи спокойно. Да и страх, порой перерастающий в панику, не всегда получается быстро побороть. Но всё же стоит помнить: животные в большинстве своём не проявляют агрессии, если не чувствуют опасности.
Усилиями одного только Центра по проблемам домашних животных ситуацию с бесхозяйными собаками и кошками не исправить. Самое главное – понимать, что животные на улицах не появляются сами по себе. Это плод чьей-то безответственности, халатности, жестокости. Решили завести себе питомца – необходимо отдавать себе отчет: ты навсегда в ответе за тех, кого приручил. Если животное волей судьбы оказалось на улице, к этому надо относиться с пониманием. Они не могут рассказать нам о своей беде и не могут сами о себе позаботиться. Нам нужно менять к этому явлению своё отношение.
Если вы хотите помочь центру, всегда можно связаться с его сотрудниками в группе в соцсети ВКонтакте.
Марина Мезина, фото автора
Комментарии