О нас никто не подумал: продавцы рынков в ужасе от решения местных властей
О нас никто не подумал: продавцы рынков в ужасе от решения местных властей
По распоряжению губернатора с 19 апреля закрываются все рынки продовольственных и промышленных товаров в Новосибирске и в населённых пунктах, где живут 23 тысячи человек и более. Всё это – продолжение борьбы с распространением коронавируса.
– После покупательского ажиотажа на рынках, который был на прошедших выходных, в СМИ появилось много критических материалов. Мы проверили рынки, выявили много недостатков. Не всегда собственники рынков оперативно реагируют на замечания. Поэтому было принято соответствующее решение, – объяснил причины закрытия мэр Анатолий Локоть. Его цитирует «Прецедент».
После такого решения властей те, кто работают на рынках, кто поставляют туда продукцию, были в шоке. Мало того что для многих это источник дохода. Часть предпринимателей, узнав о решении губернатора 17 апреля, за оставшийся день работы, то есть за 18-е число, никак не успевала продать свой товар, зачастую скоропортящийся, и экономика оказалась в глубоком минусе.
Петр Иванович вот уже 10 лет занимается торговлей. У него две точки: одна на рынке в Новосибирске и одна – в Бердске. Товар стандартный: мясо деревенское, яйца и творог, летом и осенью – овощи с огорода, весной и зимой – овощи и фрукты, которые покупает на предприятиях.
– Для меня торговля – это хлеб моей семьи. Я много лет работал на предприятии в Искитиме. Затем ушёл, потому что здоровье уже стало не то. У меня жена, двое детей, внук. Долгое время я был в принципе единственным кормильцем семьи. Родители живут в деревне, я к ним часто ездил и привозил много всего: и мяско, и яички, и помидорки, и картошку, варенья и соленья. Да в таких объёмах, что жена угощала соседей. В итоге однажды она предложила: а давай откроем свою точку на нашем рынке, – вспоминает Петр Иванович.
Мужчина немного подумал и решил попробовать. Жена уже могла выйти на работу к тому моменту: дети выросли. А семье нужны были средства на жизнь. Прошли несколько кругов ада, как говорит мужчина, пока оформили документы и открыли точку. Сначала людей было не так много, потом становилось всё больше и больше: покупатели видели качество продукции. По совету знакомой взяли в аренду небольшое место на рынке в Новосибирске.
– Мы не зарабатываем великие деньги. Тем более что сейчас не сезон для своего огорода, и фрукты-овощи я закупаю оптом. Выбираю как для себя, чтобы не портить репутацию. Плюс своё хозяйство в деревне требует постоянных вложений: и корма, и те же сарайки для курочек и скота надо ремонтировать, строить. В общем, каждая копейка на счету. Когда началось всё это с вирусом, стало хуже с торговлей. Людей меньше. А когда я узнал, что с середины апреля обе точки закрывают, у меня такая паника началась! – говорит мужчина.
Во-первых, нужно было срочно распродать товар. В него вложены деньги, для семьи Петра Ивановича немалые. Во-вторых, минимум две недели заработка не будет. А жить-то надо!
– За два или три дня нужно было всё продать. Иначе только выбросить. Думаешь, продал? Нет, конечно! Во-первых, все, кто торгует, тут же сбросили цены. И всё равно у всех остались нераспроданные овощи и фрукты. У меня вон два ящика помидоров, авокадо, бананы, морковка, картошка. И мясо осталось, деревенское. Свежее. Всё осталось. И что мне с эти делать? Только выбросить. Потому что через две недели всё сгниет и придёт в непотребный вид! – говорит мужчина.
Часть товара отдал в один из домов милосердия в окрестностях Новосибирска. Бесплатно. Часть привёз домой. Жена раздала кое-что детям. Хотя у тех и так всё было, ведь отец привозил всегда из расчёта: это на продажу, это семье. Остальное так и осталось в ящиках.
– Никто о нас не подумал, о мелких предпринимателях. Я понимаю, что вирус новый, опасный. Но ведь и с нами так нельзя. Такие решения властей нас убивают просто. У меня впереди две недели, считай, без работы. А жить-то как? Как платить продавцу зарплату? Она две недели работать не будет, а минималку я ей должен отдать. А сколько денег на продуктах у меня сгорело? И никто ведь не компенсирует, – добавляет мужчина.
Татьяна Смирнова – коллега Петра Ивановича. Работает одна, муж умер несколько лет назад. Живёт вместе с дочкой, которая в декрете с маленьким ребёнком.
– Я продавец со стажем. И столько уже лет отпахала на рынке. Всякое бывало, но чтобы вот так – никогда. Сегодня покупатели приходили и говорили: сбавляй цену, тогда купим. Иначе всё выбросишь, пока закрыт рынок будет. И ведь они правы. Я в безвыходном положении. Либо за полцены отдавать, либо смотреть, как всё будет портиться и потом выбрасывать гнильё одно. Конечно, отдавала за полцены и что-то бонусом дарила тем, кто много покупал, – говорит Татьяна.
Женщина уверена, что пострадают от такого решения властей не только продавцы, но и покупатели.
– Давайте будем честными: на рынок ходят не самые богатые люди. В основном те, кто в магазинах не может себе позволить помидоров купить или мяса того же. Потому что просто дорого. А теперь у людей нет такой возможности, – возмущается женщина.
Задаются торговцы с рынка и другим вопросом: почему крупные продуктовые сети не закрывают? Ведь там тоже постоянно много людей, и в большинстве магазинов – никаких дополнительных мер безопасности (корреспондент «Навигатора» в этом сам убедился).
– Складывается впечатление, что всё это делается для того, чтобы прибыль была только у крупных сетевых магазинов. Им ведь нужнее, чем нам, простым предпринимателям с рынков. Наши власти поддерживают сетевиков, их интересы активно лоббируются. А мы – так, подобный эффект для наших чиновников, которым можно жертвовать, – добавляет Петр Иванович.
Верно ли предположение мужчины, сложно сказать. Однако факт остается фактом: с 19 апреля рынки закрыты, а крупные гипермаркеты продолжают работать.
Марина Мезина, фото из архива редакции
Комментарии