Имел ли право на приватизацию коттеджа академик Александр Асеев
Имел ли право на приватизацию коттеджа академик Александр Асеев
Скандал вокруг коттеджа, полученного в собственность дочерью бывшего председателя СО РАН, на некоторое время затих. Этому, возможно, поспособствовало обращение Александра Леонидовича, разосланное в местные СМИ. Академик Асеев утверждает, что ни о каком уголовном деле не слышал, со следователем не знаком.
Как говорится, все тайное всегда становится явным, поживем – увидим. Между тем после публикаций на сайте «Навигатора» любопытную информацию в редакцию прислал Иван Медведев, кандидат юридических наук, доцент Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ. Это часть его монографии «Разрешение городских конфликтов». В главе «Право публичной собственности» речь идет о коттеджах академиков. Приводим отрывок без изменений как научный комментарий (троеточия – вместо ссылок на используемые источники информации).
«Еще один триллер произошел в Новосибирском Академгородке. В так называемой «верхней зоне» (самой престижной) сохранился рудимент советской эпохи – служебные коттеджи. Их строили в начале 60-х годов прошлого века для выполнения государственной задачи привлечения высококвалифицированных научных кадров, т.е. они являлись публичной собственностью. После распада СССР цена на земельные участки под коттеджами стала астрономической даже по московским меркам, но как служебное жилье они не подлежали приватизации, находясь вне оборота.
В декабре 2014 года академик М.И. Эпов (заместитель председателя Сибирского отделения Российской Академии Наук) сообщил, что, дескать, у академиков и членов их семей, проживающих в коттеджах, «остается нереализованным их конституционное право на приватизацию этого жилья».., поэтому приватизация коттеджей началась.
Заметим, что в Конституции РФ нет «права на приватизацию». Больше того, не существует «права на приватизацию этого жилья» (служебного коттеджа), статус которого обусловлен целями публичной собственности. Объект продолжает служить до тех пор, пока на территории Академгородка выполняются государственные задачи (см. текст выше). Академики и члены их семей могут получить иное жилье, но не имеют права собственности на коттедж.
К сожалению, вопреки изложенному, переход коттеджей в частную собственность осуществился, в том числе в судебном порядке. Так был приватизирован коттедж площадью несколько сотен кв. м по иску дочери академика А.Л. Асеева (председателя СО РАН), хотя он относился к федеральной собственности и был лишь закреплен за СО РАН на праве оперативного управления... Как следует из текста судебного акта, «представитель СО РАН не возражает против удовлетворения исковых требований, пояснила, что жилое помещение было предоставлено Асееву А.Л. на основании договора социального найма, в настоящий момент приватизация данного помещения разрешена на основании постановления Президиума СО РАН. Просит прекратить право собственности Российской Федерации на данное имущество»... Иск был удовлетворен...
По нашему мнению, здесь нарушены указанные выше обязанности публичного собственника: сохранять и использовать объект в соответствии с целевым назначением. Если истец является выдающимся ученым, она вправе продолжать использовать коттедж как служебный. В противном случае простого факта родства недостаточно для того, чтобы быть отнесенной к субъектам, ради выполнения которыми публичных задач идея служебного коттеджа в Академгородке получила государственное признание».
Фото Татьяны Осиповой
Комментарии