• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 02:43 пятница, 22 ноября
    Академгородок:
    Пробки: 0 баллов
    22.11.2024
    USD: 100.68
    EUR: 106.08
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Золобетон вместо цемента

    Золобетон вместо цемента

    В Академгородке проводится эксперимент. Проезд от бульвара Молодёжи к зданию Центра финансовых технологий ремонтируется с использованием золобетона.

    Институт химии твёрдого тела и механохимии СО РАН (ИХТТМ СО РАН) работал над проблемой утилизации отходов горения котельных и ТЭЦ ещё в восьмидесятые. Первые опыты, когда золу использовали вместо цемента в качестве связующего компонента в штукатурных смесях, провели совместно с Сибакадемстроем. В те же годы сделали покрытие трёхсот метров дороги в районе Учхоза. В отличном состоянии оно находилось ещё лет пять, пока его не вскрыли при прокладывании газопровода. К сожалению, в девяностые об эксперименте забыли. Этой весной специалисты СибЭко  обратились к учёным с той же проблемой – утилизации отходов горения. Тут и вспомнили о золобетоне.

    Поддержать проект хотела мэрия: глава города подписал распоряжение о финансировании, собирались сделать сплошное покрытие полукилометра дороги в Академгородке, но даже к октябрю денег не было. Пришлось поменять планы. В результате ограничились ямочным ремонтом 110 метров территории. С опытным участком помогла районная администрация.

    – Во-первых, выбирали место с параллельным объездом, во-вторых, участок должен был находиться в плохом состоянии (для максимального испытания нового материала), с ямами разного диаметра и глубины, – рассказывает начальник отдела науки администрации Советского района Сергей Штрекалкин.

    Компания СибЭко привезла золу с ТЭЦ-3, песок – со своих карьеров, технику и рабочих предоставило ООО «КарьерДорСтрой», научно-технологическое сопровождение обеспечил ИХТТМ СО РАН. Из городского бюджета на эксперимент не выделено ни рубля.

    Ремонт проезда на бульваре Молодёжи в минусовые температуры и под снегом, по мнению специалистов, позволит проверить возможности материала даже в экстремальных условиях. Однако окончательный вердикт золобетону можно будет вынести только через полгода, после зимних морозов и весенней распутицы. Ведь одно дело – лабораторные испытания, совсем иное – полевые.

    – По данным наших прежних климатических экспериментов, зольная смесь по морозостойкости в разы превосходит асфальт и бетон. А затраты гораздо ниже: они складываются из доставки дармовой золы, дешёвого песка и стоимости самих работ, которые, в свою очередь, гораздо проще. Ведь при обычном ямочном ремонте каждую выбоину под асфальт необходимо выровнять по краям, просушить, обеспылить, прогрунтовать, – прокомментировал «Науке в Сибири» академик Николай Ляхов, директор ИХТТМ СО РАН. – Мы с коллегами очень рассчитываем на успех эксперимента. Тогда мэрия, возможно, найдёт средства на финансирование нашей работы по оформлению полноценной технологии, доступной любому предприятию дорожной отрасли России.

    А пока за отремонтированным участком будут пристально наблюдать, отслеживая малейшие изменения, трещинки. Если таковые не появятся, опыт можно будет тиражировать, по крайней мере в городе. Правда, чтобы вводить технологию в массовое использование, придётся пройти сертификацию, а это ещё минимум год.

    – Особенно удобно использовать такую смесь для лёгких просёлочных дорог, внутридворовых территорий. Техника для укладки нужна простейшая, высокой квалификации рабочих не требуется, – отмечает Александр Немудрый, д.х.н., замдиректора ИХТТМ СО РАН. – Материал можно применять даже при возведении коттеджей и сельскохозяйственных построек.

    Золобетон только в России – ноу-хау, в мире эти технологии  широко известны не первый год. Есть информация, что даже взлётно-посадочные полосы в аэропортах Европы и Нового Света покрывают этим материалом.

    Л. Кислая

    Другие статьи на тему

    Человек и общество
    О незабвенной Замире
    106 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество
    Корпус поточных аудиторий
    93 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество / Уроки безопасности
    Внимание: тонкий лёд!
    95 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество
    Весело и безопасно
    94 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество
    Вместо депутатов-иноагентов
    120 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество
    Главный в минздраве
    94 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24

    Популярное