Золобетон вместо цемента
Золобетон вместо цемента
В Академгородке проводится эксперимент. Проезд от бульвара Молодёжи к зданию Центра финансовых технологий ремонтируется с использованием золобетона.
Институт химии твёрдого тела и механохимии СО РАН (ИХТТМ СО РАН) работал над проблемой утилизации отходов горения котельных и ТЭЦ ещё в восьмидесятые. Первые опыты, когда золу использовали вместо цемента в качестве связующего компонента в штукатурных смесях, провели совместно с Сибакадемстроем. В те же годы сделали покрытие трёхсот метров дороги в районе Учхоза. В отличном состоянии оно находилось ещё лет пять, пока его не вскрыли при прокладывании газопровода. К сожалению, в девяностые об эксперименте забыли. Этой весной специалисты СибЭко обратились к учёным с той же проблемой – утилизации отходов горения. Тут и вспомнили о золобетоне.
Поддержать проект хотела мэрия: глава города подписал распоряжение о финансировании, собирались сделать сплошное покрытие полукилометра дороги в Академгородке, но даже к октябрю денег не было. Пришлось поменять планы. В результате ограничились ямочным ремонтом 110 метров территории. С опытным участком помогла районная администрация.
– Во-первых, выбирали место с параллельным объездом, во-вторых, участок должен был находиться в плохом состоянии (для максимального испытания нового материала), с ямами разного диаметра и глубины, – рассказывает начальник отдела науки администрации Советского района Сергей Штрекалкин.
Компания СибЭко привезла золу с ТЭЦ-3, песок – со своих карьеров, технику и рабочих предоставило ООО «КарьерДорСтрой», научно-технологическое сопровождение обеспечил ИХТТМ СО РАН. Из городского бюджета на эксперимент не выделено ни рубля.
Ремонт проезда на бульваре Молодёжи в минусовые температуры и под снегом, по мнению специалистов, позволит проверить возможности материала даже в экстремальных условиях. Однако окончательный вердикт золобетону можно будет вынести только через полгода, после зимних морозов и весенней распутицы. Ведь одно дело – лабораторные испытания, совсем иное – полевые.
– По данным наших прежних климатических экспериментов, зольная смесь по морозостойкости в разы превосходит асфальт и бетон. А затраты гораздо ниже: они складываются из доставки дармовой золы, дешёвого песка и стоимости самих работ, которые, в свою очередь, гораздо проще. Ведь при обычном ямочном ремонте каждую выбоину под асфальт необходимо выровнять по краям, просушить, обеспылить, прогрунтовать, – прокомментировал «Науке в Сибири» академик Николай Ляхов, директор ИХТТМ СО РАН. – Мы с коллегами очень рассчитываем на успех эксперимента. Тогда мэрия, возможно, найдёт средства на финансирование нашей работы по оформлению полноценной технологии, доступной любому предприятию дорожной отрасли России.
А пока за отремонтированным участком будут пристально наблюдать, отслеживая малейшие изменения, трещинки. Если таковые не появятся, опыт можно будет тиражировать, по крайней мере в городе. Правда, чтобы вводить технологию в массовое использование, придётся пройти сертификацию, а это ещё минимум год.
– Особенно удобно использовать такую смесь для лёгких просёлочных дорог, внутридворовых территорий. Техника для укладки нужна простейшая, высокой квалификации рабочих не требуется, – отмечает Александр Немудрый, д.х.н., замдиректора ИХТТМ СО РАН. – Материал можно применять даже при возведении коттеджей и сельскохозяйственных построек.
Золобетон только в России – ноу-хау, в мире эти технологии широко известны не первый год. Есть информация, что даже взлётно-посадочные полосы в аэропортах Европы и Нового Света покрывают этим материалом.
Л. Кислая
Комментарии