Взгляд из Калифорнии
Взгляд из Калифорнии
Взгляд из Калифорнии
В повседневной жизни я часто сталкивался с «парадоксом наблюдателя», который хорошо описывается и воспринимается благодаря притче о рыбке. Маленькая рыбка спросила морскую королеву: «Что такое это море, о котором все говорят? Я никогда его не видела». Что-то подобное происходило и со мной по отношению к понятию российской педагогической культуры. Существует ли она как самостоятельная научно-педагогическая категория? Осмысление состоялось благодаря стажировке в Калифорнийском государственном университете в октябре-ноябре 2005 года.
Российско-американский конкурс профессионального образования «Учителя – учителям» проводился в 2005 году впервые. Финансировался он Госдепартаментом США. Непосредственным исполнителем проекта стали Американские Советы по международному образованию (American Councils for International Education, АСПРЯЛ/АКСЕЛС). Название проекта по-английски пишется так: Teachers Training Teachers Program; для сокращенного обозначения принята аббревиатура 3ТР. В этом году был проведен эксперимент – в конкурсе могли участвовать все учителя, а не только преподаватели английского языка. Выпускниками (alumni) стали 24 российских педагога.
Посещая американские школы, я невольно сравнивал их с российскими. Хотя мне не нравится прямое сопоставление педагогических систем США и России, и пусть простит меня сравнительная педагогика, которая уже завоевала «место под солнцем» и отпочковалась от «большой» науки. Я отмечаю это потому, что часто слышу вопрос (и не только от студентов): «Где все-таки лучше учат: у нас или в Америке?» Приходится объяснять, что это некорректный подход. И дело не в уклонении от прямого ответа. Главная проблема – в правильной постановке вопроса. А этот аспект должен базироваться как минимум на двух основаниях. Первое связано с особенностями менталитетов наших народов. Второе – образовательные системы ориентированы на решение различных задач, соответственно, педагогические приоритеты тоже отличаются. Для российского образования – это в большей степени трансляция культуры. Для американской школы основной задачей является воспитание функционально грамотного гражданина.
В американских школах практически каждый урок, на котором мне приходилось присутствовать, начинался с эксперимента. Это были демонстрации физических явлений, какие-то химические реакции, выявления социальных проблем школы или городка, изучение специально принесенных на урок изделий, одежды, орудий труда и других артефактов для обсуждения культуры того или иного этноса и т.д.
Учитель, как правило, не дает прямых ответов на вопросы студентов. Роль преподавателя-тьютора чаще всего сводится к ненавязчивым консультациям, «мягким» рекомендациям, ссылкам на культурные образцы и организационную работу в классе.
Впечатляет разнообразие предметов по выбору учащихся. В некоторых школах студенты имеют возможность выбирать из более чем 300 дисциплин. Если предмет очень интересный, то ребята готовы сидеть даже на подоконниках. Лишь бы послушать своего любимого учителя.
Новизна аутентичного педагогического результата состоит в том, что «...до процесса обучения такого продукта не было. И в этом смысле каждый урок не только для ученика, но и для учителя является первым. Ведь урок – это то, из чего мы выходим иными, обновленными. Из этого же следует, что сегодня образовательные возможности не исчерпаны и вряд ли будут исчерпаны в обозримом будущем» (Ю. Сенько).
Перейдем ко второму отличию, связанному с целями образования. Для США их можно охарактеризовать так: педагогика во имя демократии.
По сути – это прагматическая педагогика, и она нашла свое широкое применение в школах США. Так, американские преподаватели считают, что каждая жизненная ситуация, возникающая в процессе обучения, уникальна, неповторима и не всегда нуждается в глубоком теоретическом обобщении и соотнесении ее с «чистой культурой». Такой педагогический контекст присутствовал на многих уроках, которые я посещал. Но для всех участников образования лично выработанные опыты и элементы теории имели наибольшее значение потому, что они получены в ходе преодоления всевозможных исследовательских трудностей и способствовали становлению у ребенка своего метода познания. А метод, если он получен таким способом, забыть нельзя, потому что он выстрадан. Социальный опыт американских школьников складывается, в первую очередь, через эксперименты, т.е. эмпирические знания. Для этого учащимся необходимы методы научного исследования в самом широком смысле. Учителя активно опираются на уже имеющийся личный опыт школьника, также полученный ребенком в ходе собственных «экспериментов с жизнью».
Присутствие экспериментального метода в образовании наполняет конкретным содержанием идею демократизации образования. Именно этот метод позволяет поставить под сомнение любой вывод, полученный кем-то и когда-то. Аналогично, любой социальный институт может быть преобразован для расширения возможностей и самовыражения личности.
Любопытна практика оценивания успеха американского студента. Ее главная цель – избежать системы «самосбывающихся пророчеств». Действительно, если об академических успехах ученика или об отсутствии таковых знает весь класс, рано или поздно начинает формироваться стереотип статуса успешности. Наша, российская, педагогическая практика сильно страдает от присваивания детям «клейма способностей», которое ребенку не смыть в течение 10 лет.
Абсолютная шкала оценивания, принятая в российском образовании, имеет альтернативу. Это, например, широкое общественное признание как академических, так и внеучебных достижений ребенка. Косвенно это, конечно, тоже определяет сферу неуспеха. Но такая подача сведений – информативна, главным образом, для педагогов и родителей.
Чем же мы сможем помочь Америке? Почему российские учителя интересны американцам? Об этом интересе и о прямом предложении к профессиональному сотрудничеству говорили многие американские коллеги. В частности, профессор Дональд Лангенберг много говорил о возникающих проблемах в системе образования США, и пока самостоятельно их решить американцы не могут. В первую очередь профессор отмечал недостаточное внимание к теоретической подготовке американских студентов. А российская школа известна своими достижениями в области фундаментальных наук. Дедуктивный способ рассуждений, активно применяемый в наших образовательных учреждениях, приводит к формированию методологического мышления студентов. А это помогает будущим специалистам видеть закономерности в разнородных на первый взгляд явлениях.
Конечно, для делегации российских учителей не все проблемы, существующие в школах США, были открыты. Формат стажировки не предполагал детального знакомства с функционированием учебных заведений. Поэтому я вынужден ограничиться ссылкой на выступления американских ученых.
Еще одна педагогическая проблема связана с «интервенцией» инструкций и алгоритмов. Это видно не только в школе, университете, но и в повседневной жизни американцев. Слов нет, удобно не думать и автоматически решать все бытовые сложности. Но есть опасность привыкания: невольно ищешь инструкцию глазами при столкновении с каким-либо препятствием. А если подумать самому? Это не обязательно.
Российская образовательная практика во многом базируется на положении Л. Выготского о ведущей роли обучения. Упрощенно это формулируется так: обучение забегает вперед развития и ведет его за собой. Но «обучать ребенка возможно только тому, чему он уже способен обучаться». Российская практика делает упор на слове обучать. Американская – на состоянии способен. Соединение – вечный и диалектический процесс, основанный на продуктивном диалоге педагогических культур наших профессиональных сообществ. Возможности для этого есть, т.к. глобальная культура действительно становится открытой для диалога. Наш российский вклад может быть основан на разработках новых педагогических технологий, которые не являются простым перечнем приемов обучения, а превратились в самостоятельное направление дидактики.
Бывает так, что противоречием мы спешим назвать то, что не укладывается в стройную схему наших рассуждений. А строгий вердикт вынести легче. В педагогике много противоречий. Но даже страшно подумать, если бы их не было совсем. Тогда произошла бы остановка развития, а это и есть смерть науки.
Для конструктивного использования противоречия – этого естественного состояния культуры – просто необходимы диалоги, обсуждения и выработка новых структур познания. Встреча педагогических традиций, безусловно, способствует этому. Ведь культура не есть то, что «ждет» своего усвоения. Она не имеет национальных границ, а, преодолевая их, продолжает свое развитие, превращаясь в широкую, интернациональную культуру. Идея обменов – прекрасное средство для становления сильной педагогической культуры, принадлежащей всему профессиональному сообществу учителей.
А. Дахин,
учитель школы №125, к.п.н.
Комментарии
Ехе-хее..
1. Автор не понимает, что госдеп организует ПОЛИТИЧЕСКИЕ акции и его цель - экспорт американской модели образования (под как угодно "мягкими" предлогами обменов и т.д.)
2. Автор не понимает, что в США в массовом образовании намеренно была устранена систематичность и "дедуктивный способ рассуждений"
Начиная с первой половины 20 века во время индустриализации была поставлена задача выращивания человека-работника, и его чертами должны были стать не слишком большая интеллектуальность, но существование в стае и подчинение
Отсюда - все эти странные формы "обучения", когда собственно концентрированное добытое человечеством за сотни лет знание и не передаётся
Отсюда же и ложный "выбор", которого ребенок, нуждающийся в усвоении обязательного минимума добытого человечеством знания иметь не должен.
3. Далее, следующая реформа американской школы была жестко проведена в 1960е. Тогда-то были введены особые модели поведения, направленные на ослабление традиционной культуры семьи, например, психологизация, бездумное следование инструкциям (вспомним о том, что массовая школа готовит плебс).
4. Цели эти довольно откровенно повторяются в России: главной проблемой объявляется "чрезмерная образованность населения", которая приводит к тому, что народ (а) понимает слишком хорошо как устроена власть, и потому вечно недоволен (б) которое плодит людей, считающих что они не достигли в жизни заслуженного для них положения - отсюда политически недовольных.
Бесплатного сыра не бывает - и поездки на конференции "на халяву", если их оплатило американское государство, имеют жестко определенную цель. США занимают ПОСЛЕДНЕЕ МЕСТО по уровню образования, и это НАМЕРЕННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ, устраивающий американскую власть: как высказывался один из промышленников (а, кстати, вы думаете, что большие деньги, которые дает на исследования образования фонд Карнеги или Форда случайны? А не в собственных интересах элиты??), снижение образования - необходимый компромисс для социального спокойствия.
Александр Николаевич, семья Никитиных благодарно помнит Вас еще по 162 школе и приглашает стать гостем нашего сайта http://www.videocat.spb.ru/v3guests/ . Хорошо бы развить и проиллюстрировать снимками тезис «обучать ребенка возможно только тому, чему он уже способен обучаться; российская практика делает упор на слове обучать. американская – на состоянии способен». Сдается нам, не все тут так просто.
понятно же, что человек должен отработать "халяву" благодарственными и по возможности восторженными отзывами, это входит в условия договора, а то в следующий раз не позовут
Очень познавательная и насыщенная новой для меня информацией заметка. Хотелось бы прочитать расширенный вариант впечатлений автора, возможно с фото. Сообщите, пожалуйста адрес вашей web-странички, если такая имеется.
Зачем так много и муторно писать об одних и тех же вещах через абзац? Читать - совершенно не интересно. Понятно только одно - автору очень понравилась поездка в США "на халяву".