Второго детства не бывает
Второго детства не бывает
По словам Достоевского, нет ничего сильнее хороших воспоминаний, вынесенных из детства. У сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, таких воспоминаний просто нет. Эти мальчишки и девчонки особо нуждаются в участии, душевном тепле и социальной реабилитации. В предыдущих номерах мы рассказывали, какую существенную помощь оказывает комплексный центр социальной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Кое-кто из жителей Городка знает, что в том же центре существует стационар для реабилитации таких детей.
В 2000 году в нашем городе было создано сразу несколько детских приютов в разных районах. Другого способа решить проблему беспризорности просто не существовало. Учитывая, что это заведение за 8 лет никогда не пустовало, понимаешь, что приют не роскошь, а средство выживания в сложившихся неблагоприятных социально-бытовых условиях.
И прежде бездомные дети катались в транспорте, воровали в супермаркетах, стояли в переходах метрополитена. А сколько юных новосибирцев и гостей города выявлялось в ходе рейдов по чердакам и подвалам, знает только милицейская статистика. Отношение к приюту у самих воспитанников весьма неоднозначно. Одни радуются возможности обрести хотя бы временный дом, заботу взрослых и верный кусок хлеба. Бывают случаи, когда дети сами приходят сюда. Некоторые сбегают, возвращаются, но вскоре исчезают снова. Однако большинство детей считают приют своим домом, где их понимают и поддерживают.
Но не только любовь и благодарность нужны организаторам приютов, а прежде всего сознание того, что есть место, где до определения ребенка в детский дом можно привести его в порядок: вывести вшей, накормить, собрать все необходимые документы.
С детьми здесь работают психолог, дефектолог, социальные педагоги. В ближайших медицинских учреждениях воспитанники проходят медкомиссию. Сведения о семье дети или знают, но тщательно скрывают, или находятся в полном и счастливом неведении относительно своих неблагополучных родственников. Зачастую ребенок толком не осведомлен, откуда он родом, не может правильно назвать свою фамилию. Тогда поиски его близких неизбежно заходят в тупик.
– Ну не в капусте же его нашли! – устало вздыхает соцпедагог, просматривая документы Ромы, где ровным счетов ничего не сказано о месте рождения. Но выявить родных необходимо. Вдруг среди дальней родни найдется хороший человек, готовый взять мальчика на воспитание? Может, у матери-алкоголички есть жилье, часть которого обязательно должна быть официально закреплена за ребенком? Если родители умерли, то ему положена неплохая пенсия по утере кормильца. Эти деньги будут не лишними, когда подросток выйдет из детского дома в большую жизнь.
Многие из найденышей далеко не малыши. Кое-кому уже 13-16 лет. Дети подвалов не умеют читать, писать и считать. Какое учебное заведение примет подростка, не знающего программу начальной школы? Проблема! Особой тяги к знаниям не наблюдается, а вот к сигаретам, спиртному и противоположному полу интерес уже довольно велик. Тем более что «на воле» (так они называют свои родные подворотни) их никто ни в чем не ограничивал и не пытался привить общепринятые нормы морали. Нередко новая куртка, выданная воспитаннику, продавалась на базаре за бутылку водки и пачку сигарет. Зимой без верхней одежды не походишь. Прощай, учеба, здравствуй, привычное безделье! Целый клубок проблем.
В такой сложной работе необходим максимум терпения и тесное взаимодействие с милицией, работниками ЖЭУ, администрацией своего и близлежащих районов города и области.
Сейчас, по мнению специалистов, беспризорность заметно сократилась, но безнадзорность продолжает процветать. Огромное количество семей попросту не занимается воспитанием детей: они целыми днями предоставлены сами себе. Так на улице оказываются несовершеннолетние, у которых имеется в наличии и жилье, и родители. Это и есть социальные сироты.
– Расскажите, как вам удается на таких небольших площадях обеспечить всем необходимым 15 разновозрастных детей? – спрашиваю у заведующей отделением Натальи Селезневой.
– Работать приходится действительно в сложных условиях. Но когда видишь счастливые глаза ребят, семьи которых удалось реабилитировать, установить в них мир и покой, понимаешь, что работа твоя не напрасна. Важнейшую роль здесь играет человеческий фактор. В коллективе нет случайных людей, все они обладают душевной теплотой и желанием ею делиться. Другие здесь надолго не задерживаются. В отделении царит полное взаимопонимание. С самого открытия приюта работают медсестра Н. Дробышева, соцработники Л. Белякова и Р. Говор, воспитатели М. Гургуца, Т. Кинешева, Н. Аникеева.
Разработаны хорошие программы, сложились свои традиции. Празднуем каждый день рождения, учим готовить и накрывать праздничный стол, вместе со спонсорами и детьми ходим по магазинам, приобретая вещи воспитанникам. Кроме того, у нас установились многолетние связи с добрыми и активными людьми, имеющими возможность и, что всего важнее, желание помогать сиротам и семьям, оказавшимся в беде.
Уже второй год работники агентства недвижимости «Солнечный круг» готовят детям индивидуальные подарки, приглашают на все праздники, проводимые ими в районе. Помогли приобрести компьютер и кое-что из мебели. Все вещи и игрушки дорогие, качественные. Не каждая семья может себе позволить дарить такие своему ребенку. Фирма «Стана» помогает своей продукцией и наличными деньгами. Когда срочно нужны средства и взять больше негде, звоним Сергею и Татьяне Проценко, которые еще ни разу не отказали в помощи. Очень благодарны мы «Рембыттехнике», фирме «Вектор-Бэст», ГУП «УЭВ СО РАН», Сергею Шевцову, помогающему от себя лично. Не забывает нас администрация Дома ученых, общественная организация «Доброе дело». Дорогостоящими медикаментами выручает благотворительный фонд «Катрен». Регулярную ежемесячную помощь оказывает ООО «Вкусное настроение». У студентов НГУ стало доброй традицией проведение «Максимальной недели», когда они помогают нам выбраться в театр, собирают детские вещи и канцелярские товары.
Пообщавшись с воспитанниками приюта, старшие из которых пришли сюда сами, понимаешь, что коллективу удается стать для них настоящей, хоть и временной, семьей. Здесь у детей появляется то, чего не было в родном доме, – любовь и внимание взрослых. Параллельно педагоги и психологи работают с родственниками «беглеца». Всего 30% детей в дальнейшем отправляются в детские дома. Это замечательно, что остальные возвращаются в родные семьи или обретают новые.
А будет еще лучше, если районные власти найдут возможность открыть хороший, удовлетворяющий всем санитарным требованиям детский центр, занимающийся первичной профилактикой безнадзорности. Именно о том, что профилактика необходима, в один голос говорят работники разных государственных служб.
Каждый из нас может помочь в этом сложном деле. Не проходите мимо семьи, где ребенок с утра до вечера гуляет или сидит в подъезде. И если разговаривать с его родителями бесполезно, можно сообщить об этом в милицию, районную администрацию, МУ КЦСОН, социальному педагогу ближайшей школы. От того, насколько внимательно мы отнесемся к этим детям сегодня, зависит не только их, но и наше будущее!
Светлана КНИЖНИК
Фото автора
Комментарии