Время забирать камни
Время забирать камни
Время забирать камни
Вокруг 162-й школы уже месяц не утихают страсти – во время отъезда заведующего геологического музея «Самоцвет» Анатолия Пучкова по инициативе нового директора школы Анны Леонтьевой с дверей музея и мастерской были срезаны навесные замки и проведена инвентаризация. Конфликтующие стороны выясняют взаимоотношения во всех возможных инстанциях – от районной и областной администрации до прокуратуры. Открытое коллективное письмо за 18 подписями директор музея направил в департаменты образования мэрии и областной администрации, в РУВД и прокуратуру Советского района, в партию «Единая Россия» и газету «Навигатор».
«По богатству коллекции «Самоцвет» не уступает многим профессиональным музеям, является достопримечательностью района и гордостью школы, – гласит открытое письмо. – Музей был создан в 1986 году лично Анатолием Пучковым, который в течение десятков лет по собственной инициативе в свободное от работы время за свой счет ездил в экспедиции, собирал и обрабатывал камни, систематизировал материал и создавал экспозицию. Многие из учеников Пучкова, педагога дополнительного образования, поступили на геологические отделения в вузы. Двери музея были открыты для экскурсий и многочисленных гостей, в нем побывали представители из 35-ти стран мира. Работа «Самоцвета» отмечена наградами, дипломами и медалями. Однако сейчас деятельность музея парализована действиями нового директора школы, а сохранность коллекции поставлена под угрозу. В настоящее время Анатолий Пучков лишен доступа к своему личному имуществу: коллекции минералов, книгам, инструментам, оборудованию и снаряжению».
Письмо с просьбой «принять меры для восстановления справедливости и законности» подписано протоиреем, директорами исторического и геологического музеев, художниками, ювелирами, геологами, а также ветераном МВД, бывшим заведующим РОНО Советского района и бывшим директором школы №162.
В результате журналистского расследования корреспонденту «Навигатора» удалось выяснить, что основой конфликта сторон стало их принципиально разное понимание понятий справедливости и законности. Директор школы Анна Леонтьева потребовала от Анатолия Пучкова передать ей дубликаты ключей от помещений музея и мастерской, а также уведомлять о каждом из своих посетителей для получения разрешения на визит. На главном входе в школе работает охрана, но помещения музея имеют отдельный вход, поэтому организовать контроль его посетителей представлялось возможным только таким неуклюжим способом. За 30 лет работы в школе подобных требований заведующему музея еще никто не выставлял, поэтому новые правила были восприняты им как намеренная попытка унижения его достоинства. Он ответил, что отказывается иметь дело с таким руководителем и что намерен забрать из школы свою коллекцию, приняв другое предложение по размещению музея «Самоцвет».
Эта угроза заставила Анну Леонтьеву перейти от слов к действиям. В конце октября замки были срезаны, а все имущество Анатолия Пучкова, включая личную одежду, старый холодильник, походное снаряжение и обрабатывающие станки, занесено в инвентарный список.
Предыдущие директора школы №162 были благодарны Анатолию Пучкову за собранную коллекцию, всецело доверяли ему самостоятельное ведение работ в музее и решали возникающие проблемы на уровне договоренностей. С одной стороны, педагог дополнительного образования действительно обязан предоставлять учебный план и отчитываться о своей работе. Но безвозмездное функционирование великолепного музея, созданного по личной инициативе Пучкова, его участие в выставках и мероприятиях, повышающих статус школы, позволяло им отчасти закрывать глаза на некоторые недочеты в его педагогической деятельности, такие как нерегулярность занятий кружка и недостаточное количество посещающих его учеников. Новый директор избрала другую стратегию поведения и решила привести все процессы в образовательном учреждении в полное соответствие с действующим законодательством.
– Администрация школы обязана отчитываться по работе кружков, с расписанием занятий, списком детей и учебным планом, – говорит Анна Леонтьева. – Я так и не смогла добиться этих документов от Анатолия Пучкова. Неоднократно я просила у него инвентарную книгу и картотеку фонда музея, книгу регистрации экспонатов, журнал учета мероприятий, но так ничего и не получила. Он также отказался предоставить мне дубликаты ключей, объясняя это тем, что никто из предыдущего руководства школы не обращался к нему с такими просьбами. Может быть, в музее и побывали представители 35-ти стран и его друзья-геологи, но большинство детей нашей школы и понятия не имеют о существовании «Самоцвета», и я считаю это неправильным. Никто не умаляет заслуг Анатолия Николаевича, но любой директор школы сегодня попросит всю необходимую документацию, и это нормальная ситуация. Музей действительно создавался лично Пучковым, но все эти годы он получал зарплату, хотя никаких заявлений на отпуск на время многочисленных командировок и экспедиций он никогда не писал. В помещении школы не может быть никакой частной собственности – музей должен быть паспортизован и передан школе.
– На октябрьском совещании директоров музеев мне была обещана помощь в оформлении документов после 7 ноября на паспортизацию части моей коллекции, которую я планировал подарить кабинету географии, – объясняет ситуацию Анатолий Пучков. – Без моего согласия школа не имеет права присваивать то, что было привезено мною в музей и создано моими руками. Дубликат ключа от музея я заказал, о чем директор была поставлена в известность. На момент взлома он лежал в ящике стола в мастерской – я не успел его отдать до отъезда, а заявления о моем отказе передать ключ я опровергну в суде. Мои попытки докладывать о посетителях не изменили ситуацию – не устраивал уже сам факт посещения. Можете обвинять меня в бескомпромиссности, но я не хочу иметь никаких дел с человеком, который взламывает двери музея.
Анатолий Пучков заявил о своем окончательном решении забрать коллекцию из школы и согласен не подавать исковое заявление в суд за взлом помещений, если Анна Леонтьева принесет ему публичные извинения.
Начальник отдела образования администрации Советского района Зинаида Гребнева не считает преступными действия директора, вскрывшего помещения путем спиливания замков.
– Директор школы правомерно произвела в рамках инвентаризации замену замков в тех помещениях, от которых у администрации не было ключей, – сообщила она. – Было выяснено, что в подвальном помещении находятся предметы, представляющие опасность для образовательного учреждения: нагревательные приборы, ножи, личные вещи. Кроме того, сам Анатолий Пучков не отрицает, что к нему приходили посторонние для школы люди. Все это нарушает приказы Управления образования Новосибирска. Выяснить, что часть экспонатов принадлежит лично Пучкову, в настоящий момент не представляется возможным.
Когда бюрократические вопросы не решаются полюбовно, вступает в силу буква закона. Например, приказ Управления образования мэрии Новосибирска от 12 января 2009 года, который запрещает использовать служебные помещения в нерабочее время, регламентирует доступ посетителей и порядок хранения ключей. Другое распоряжение отдела образования от 15 января 2009 года требует от всех музеев прохождения процедуры паспортизации и учета экспонатов. Если коллекция принадлежит школе – требуется документ, учитывающий все имущество музея, от экспонатов до оборудования. Если она частная, то необходим договор об аренде помещения, который, кстати, можно заключить на льготных условиях или по системе взаимозачета. Например, владелец предоставляет музейные экспонаты, а школа оплачивает все расходы по аренде и коммунальным платежам.
Существует много законных схем, позволяющих оформить способ существования и функционирования музея без ущерба для всех участников конфликта. Но, к сожалению, стороны не особенно заинтересованы в мирном решении проблемы. Лишится ли «Самоцвет» своего создателя, оставшись в школе, или переедет в центр Новосибирска, – в обоих этих случаях Советский район остается не в выигрыше. К счастливому исходу этой «междоусобной войны» может привести только здравый смысл.
Мария ШКОЛЬНИК
Комментарии
Согласен полность с "рейдерством"!Не в курсе кто и зачем поставил этого "директора"... и долго ли он "после этого" ещё просидит... мне в общем-то всё равно.Но "свою задачу" она, похоже, "выполнит"... "Оне" для того и были направлены... А у нас какая-то времЕнная болезнь "на разваливание"... всего и ВСЕХ!
А я считаю, что делать заложницей школу в конфликте администрации и отдельного сотрудника не очень правильно. Вместо того, чтобы школе работать и заниматься учебным процессом весь коллектив школы оказался вовлеченным в эти события. По поводу своего устава в чужой монастырь - не согласна. Законность должна быть прежде всего. Находить нужно общий язык, а не считать, что законные требования унижают достоинство. В командировки ездил - заявлений нет, ключ обязан предоставить - ключ не предоставлен, музей должен быть паспортизирован - этого тоже нет, посторонние в школу в нерабочее время не должны приходить - не должны и тд. То, что раньше не соблюдались эти требования, не означает, что так и должно быть. Я закончила эту школу, в музее не была ни разу, и никогда не видела ни время работы музея, ни расписание кружка. При этом музей посещали различные делегации и тд, даже расценки в инете есть на посещение этого музея.... Я за музей, но за его реальную деятельность для школы (раз он школьный).
Сегодня как раз разговаривала с педагогом - пенсионером. Печально, что сейчас главное в пед.коллективах - баллы, отчетности с показателями, гранты, показуха, пластиковые окна... А дети НЕ ХОТЯТ ИДТИ В ШКОЛУ!!! ПЛОХО ИМ ТАМ!!! Вот это страшно. Вспомните свои школьные годы... Мы что, смотрели на полы, кафели и проч? Мы в школе - жили: и кабинеты сами оформляли, и в походы ездили, и КВН-ы всякие готовили, Сомневаюсь, что через много лет ученики будут вспоминать г-жу директора, а вот такие сподвижники, энтузиасты только и оставляют хоть маленький "следочек" в душах детей. Поверьте, г-жа Леонтьева, там им в жизни натопчут и без Вас, что же первыми-то по детским душам шагать?
Поражает подход отдела образования!!!!!!! Позор!!!!!
Учился в этой школе, знаю Пучкова лично, общаюсь с ним и сейчас. Таких людей как он еще нужно поискать. Его ученики действительно уважали как учителя, и как человека.
А относительно нового директора - "со своим уставом с чужой монастырь не лезь".
Не тобой построено - не тебе ломать!
К сожалению, эта история с музеем - не единственное, что заставляет беспокоиться о будущем школы. В школе творится какой-то ужас, и мне просто не верится, как за такое короткое время мадам Леонтьева сумела так много разрушить. На нее все очень надеялись -- как же, чуть ли не впервые директор французской школы знает французский, да еще и кандидат наук, доцент (это в связи со "спецификой Академгородка"). А на сегодняшний день видно, что любой сантехник был бы лучшим директором, чем этот доцент.
Переживать тут не надо слишком долго. Школу надо спасать. Эту женщину - под суд, в отставку. И найти наконец нормального директора, который будет знать как правильно воспитывать детей и специфику Академгородка.
Я прочитала вчера статью и не могла спать всю ночь-как печально это все. Мой сын закончил эту школу, А. Пучков был у него учителем физкультуры. Я была в этом музее и понимаю его уникальность и исключительность личности его создателя. Я знакома с людьми, которые ездили с А. Пучковым в походы за самоцветами, может быть в ущерб семейным делам. Мы живем в США сейчас, но несколько лет назад мой сын приезжал в Академ и в благодарность за все хорошее, что он получил в школе, подарил ей 2 компьютера (тогда был другой директор школы).
Мне бесконечно жаль, что хороший, достойный, исключительный по всем меркам, кроме чиновничьих, человек оказался в ситуации "виноватого". В чем? Я не знаю ничего о новом директоре, но знаю одно-так поступать с хорошими, достойными, редкими людьми, может, не вписывающимися в догматический ум чиновника, неправильно. И я надеюсь, что чиновник поймет-не будет Пучкова-не будет и Музея. Он просуществует некоторое время и тихо замрет, потому что это живое творение, начатое одним человеком и продолженное многими. Хотя чиновнику это все равно. Надеюсь, люди, обладающие правом решать эти проблемы, помогут разрешить ситуацию достойно. И быстро. Я понимаю, как это болезненно не толко для А. Пучкова, но и для его для семьи. И в этой ситуации "праведный" директор, действующий сторого по букве закона, как ему кажется, в реальности осуществляет то, что в США зовется HARASSMENT.
Это просто рейдерство под прикрытием чиновников от образования и придание противоправным действиям антуража законности. Самоуправство директора просто поражает. Пучкову надо подавать в суд на самоуправство директора, завладевшего чужой собственностью. Надо написать заявление в милицию о краже. Требовать возмещения морального вреда и компенсации за незаконное использование чужой собственности. Очень жаль, что люди разучились договариваться!!!!!