Возрос колосс из колоска
Возрос колосс из колоска
18 апреля Алексею Павловичу САЯПИНУ исполняется восемьдесят лет. Уже более полувека этот удивительный человек несет гордое звание Учитель. Это и профессия, и призвание.
Беседуя с любым представителем этого мудрого и стойкого поколения, на долю которого выпало немало тяжелейших испытаний, не перестаешь удивляться мужеству и бесконечной доброте, стремлению понять и перенять все новое и интересное.
Юность Алексея Павловича прошла через горнило войны. Жила семья в деревне Капустенка Алтайского края, и уже с 12 лет ему пришлось выполнять любую мужскую работу. Мальчик рубил дрова, заготавливал сено, возил на быках воду, солому и зерно. В те годы молодежь взрослела рано, ведь отцы и старшие братья ушли на фронт. После войны учился на машиниста паровой машины, а в 1947 году, решив пойти по стопам матери и стать учителем, поступил в Каменское педагогическое училище.
Далее – долгий, но интересный трудовой путь. В 25 лет молодой учитель стал директором школы в сельской глубинке, что обязывало его преподавать, хозяйствовать и заочно учиться в вузе. Потом были другие школы, которые порой приходилось не просто ремонтировать, а восстанавливать из руин. Алексей Павлович выводил их на достойный уровень.
Выйдя на заслуженный отдых, вместе с женой он переехал к детям в Академгородок. Сначала работал в 166-й школе, потом перешел в ПУ №55. Был преподавателем, затем замдиректора по учебной работе. Поздравляя Алексея Павловича с такой значительной датой, не удержалась задать ему несколько вопросов.
– Скажите, в чем особенность работы преподавателя профтехучилища по сравнению со школой?
– Молодежь сюда приходит из разных школ, населенных пунктов, с разным уровнем подготовки. Нам нередко приходится не только исправлять «огрехи» в работе бывших учителей этих ребят, восполнять пробелы в знаниях школьной программы, но и показывать детям из семей со сложными внутренними проблемами, какой может быть жизнь без спиртного, наркотиков и постоянных ссор. Проходит совсем немного времени, и, общаясь с таким учащимся, с радостью понимаешь: он сделал верные выводы.
– Удается ли членам педколлектива повлиять на ситуацию в проблемных семьях?
– Несомненно. Нами разработаны разные способы восстановления мира в семье или, если это совсем невозможно, направления подростка по верному пути. Мы стараемся чаще контактировать с родителями и школами, благодарим и тех, и других за талантливых, успешных и активных молодых людей. В такие моменты даже многие родители понимают, что чего-то они в детях не разглядели, чего-то не поняли, а наши мастера и педагоги заставили эти маленькие звездочки сиять ярче и уверенней.
– Что вы считаете главной проблемой в воспитании нынешнего молодого поколения?
– Иждивенчество и инфантилизм, воспитанный современной идеологией потребления. От него никуда не скрыться, он поражает детские души еще в школе и очень мешает жить в дальнейшем. Мы стараемся сразу снять «розовые очки», объясняя: «Хочешь хорошо жить, быть успешным, нужным и любимым – учись и трудись на совесть!» Каждый мастер максимально вникает в проблемы своих воспитанников. Работай, учись, развивай таланты, за тебя это никто не сделает.
– Говорят, что на экзаменах по истории и обществознанию вы задаете вопросы, которых нет в билетах. В основном они касаются проблем молодежи, политики, этических норм. С какой целью вы это делаете?
– Именно для того, чтобы разобраться, научился ли он мыслить, рассуждать, различать добро и зло. Понять, какими от нас уйдут в большую жизнь эти юноши и девушки, гораздо важней, чем заставить их вызубрить даты и терминологию. Это же относится к работе с педагогами. Наши педсоветы не тянутся по 2-3 часа. За краткое время выступающий должен представить свои личные достижения и предложения.
– Каким с высоты вашего педагогического стажа и жизненного опыта видится образ современного учителя?
– Считаю, что во все времена учитель должен быть, прежде всего, Человеком. Без этого нельзя добиться успеха в нашей работе, расположить к себе ученика, завоевать уважение родителя.
– Ваши годы – это богатство?
– Важен не возраст, а достигнутый за это время результат. У меня трое детей, пятеро внуков, правнучка, а учеников – грамотных специалистов и достойных граждан – не пересчитать. Это и есть мое богатство!
Светлана КНИЖНИК
Фото автора
Комментарии