Вот какая классная!
Вот какая классная!
Среди многочисленных педагогических баек есть один анекдот. Поймал грабитель учительницу, требует отдать деньги и часы, а она в ответ: «Денег сроду не было, часы не отдам, а вот классное руководство забирай!» Классное руководство зачастую воспринимается как «головная боль за тысячу рублей». Но не в гимназии №3, где работает Елена Король, победительница районного конкурса «Классный руководитель года».
С Еленой Евгеньевной мы встретились уже после экзаменов. Традиционно заботы о школьных цветниках ложатся на плечи биологов, поэтому Елена Король внимательно оглядывает клумбу и подсаживает рассаду в пустующую лунку.
Призвание – школьность
– Классное руководство – одна из обязанностей учителя школы. Но для того, чтобы выполнять ее хорошо, необходимо обладать рядом определенных качеств, – рассказывает Елена Евгеньевна. – Когда у подростка меняются приоритеты, он, зачастую, начинает конфликтовать с родителями, либо сводит общение с ними к минимуму. В такой момент школьник должен чувствовать не контроль, а искреннюю заботу классного руководителя. В этот час ты становишься ему близким другом, наставником. Это тяжелый, но благодарный труд. Делясь опытом и отдавая душевные силы, мы подпитываемся молодым задором, бодростью, оригинальностью взглядов.
В 3-й гимназии в ходу свой термин – «школьность», которым определяют целый набор качеств. Ведь есть те, кто словно создан для работы в школе, и таких здесь большинство.
На первый взгляд кажется, что вчерашней выпускнице вуза намного легче быть классным руководителем, чем женщине с опытом. Она совсем немного старше своих ребят, ей близки и понятны их потребности, склонности и интересы.
– Но тут не стоит забывать о работе с родителями. Поначалу я даже побаивалась родительских собраний, – вспоминает Елена Король. – Папы и мамы, посещающие школу, подчас недоверчиво относятся к молодым учителям и их рекомендациям относительно воспитания детей. Что может посоветовать девочка, у которой еще нет своей семьи? Со временем появился опыт, и собственный, и педагогический, а родители... стали моложе!
Вопреки расхожим представлениям, для классного руководства не существует никаких особых нормативов. Никем не определяется содержание внеурочной работы, необходимое количество походов, экскурсий и праздников. Просто педагог ставит перед собой определенные задачи, а способы достижения цели выбирает самостоятельно.
Золотые пчелы
– Да, классное руководство – тяжелая ноша. Мне кажется, если предоставить учителям право выбора, то классных руководителей останется всего процентов пятнадцать, – считает коллега Елена Евгеньевны Татьяна Чеснокова. – Нет ни одной свободной минуты. С утра до позднего вечера звонят коллеги и родители, а если в классе есть какая-то проблема, то все время будет посвящено ее решению.
О том, что ученики «своих» классов никогда не забываются, коллеги могут говорить часами. Встречающиеся на улице повзрослевшие выпускники всегда этому изумляются: «Как, Вы до сих пор помните, как меня зовут?»
– Учитель без классного руководства – сирота! – любит повторять завуч гимназии Галина Черепанова. – У нас работает много педагогов, которые просто не могут без своих классов. Мы даже не всегда участвуем в конкурсе, чтобы дать возможность другим школам завоевать первый приз. Но когда принимаем участие, то обязательно становимся призерами. У нас не принято делать что-то кое-как!
В гимназии №3 существует кафедра воспитательной работы, которая называется «Улей». По уровню затраченных усилий и качеству достигнутых результатов классного руководителя можно по праву сравнить с пчелой. Плата за их каждодневный тяжелый труд на самом деле смехотворна. Посчитали, интереса ради, получилось по 33 копейки за ученика в день. Видимо, дело не в деньгах, а в стремлении помочь родителям и ученикам без потерь пережить нелегкую пору взросления.
Впереди у Елены Король и ее 7«а» долгая дорога до выпускного бала. А потом? Потом к ней придут новые пятиклашки. И все повторится сначала!
Светлана КНИЖНИК
Фото автора
Комментарии