Власть земли
Власть земли
Крестьянский сын, а ныне горожанин, человек, влекомый к земле от века, пишет о земле. «Тоска по родным сенокосам» живет в сердце семидесятилетнего Котегова до сих пор. Как же вернуться к труду на земле тем, у кого лежит к нему душа? – эта мысль не дает покоя автору.
Власть земли
Вспоминаю, как в 1944 году, когда отец был на фронте, мы с мамой с горем пополам вечерами, после изнурительной работы на колхозных полях, насшибали по кустарникам небольшой стожок сена. Украдкой привезли его ко двору. А наутро по приказанию председателя двое дюжих ребят увезли это сено – душистую нашу надежду – на колхозный сеновал. Да еще пригрозили при этом: если такое повторится – в тюрьму отправят. Я не плакал тогда: в четырнадцать лет у деревенских пацанов большой запас прочности. Но теперь, когда мне семьдесят, вспоминаю об этом с острой болью и... тоскую по родным сенокосам, по реке Каме.
Давно уже я городской житель, что еще надо? Хорошая пенсия, любимая работа, семья, дети выросли. Ан нет! Гложет память дурманом черемуховых метелей, и ничего не поделать с ней, не втиснуть в суету будней, в асфальтовую духоту городских улиц, не вывезти на личном «Москвиче» в заезженный, забросанный консервными банками пригород.
Власть земли велика. Приглядитесь к дачникам. Какая сила движет этой армадой? Сколько ручного труда вкладывает садовод на неудобнейших клочках земли, умудряясь на 3-4 сотках построиться да с них же еще и кормиться овощами, ягодами, фруктами. О разумности в экономическом плане дачного движения можно долго спорить, но вот о нравственных достоинствах, по-моему, спору нет. Что влечет людей к земле, к нелегкому труду на ней? Не память ли о своих крестьянских корнях? А может быть, чувство несостоявшегося творчества, чувство хозяина?
Ведь дачник десятилетиями мотается между городом и своим крохотным садовым участком. За эти годы он мог бы построить добротное жилье с автономным отоплением, с ухоженным участком, с садом. Нет же! Нагорожено на косогорах, на болотах разных куриных избушек. Только бы спрятаться от дождя, от ветра. Строили, не думая о завтрашнем дне.
Садовые товарищества нужно было, по-моему мнению, организовывать не на заброшенных землях и неудобицах, а распределить их по всему сельскому региону, примыкающему к городам и слить их с селом. Какая-то часть городского населения обязательно повернулась бы к деревне, к труду на земле. В этих условиях могли бы родиться новые формы кооперации. Но главное – появилась бы возможность некоторого оттока старшей части населения в более благоприятные природные условия, был бы интерес активный период жизни посвятить полезному для здоровья и общества труду.
Однажды заговорил с товарищем о здоровье, о привязавшихся болячках, и у того с какой-то отчаянной горечью вырвалось: «Куда подевался дедовский многократный жизненный запас? Ведь мы же дети крестьян!» Он имел в виду наше экологически чистое детство.
Пусть не пугает то, что только разреши, мол, и все городские вдруг кинутся в «благоприятные условия». Существует горожанин, которого разве только летом вытащишь из города. Рабочий тоже в силу традиции никогда не поменяет завод на пашню. Тяга к возврату на землю есть, в основном, у тех, кого судьба поневоле занесла в город. И обществу необходимо способствовать возврату таких людей в село. Запросто это уже не получится. В городе человек оброс привычками. Эти связи не порвать обычным приглашением вернуться к «истокам», пусть даже с предоставлением жилья.
Уверен, что есть и зарубежный опыт мелкого землепользования и сельского строительства людей, работающих в городе, а проживающих в пригородах. Думаю, что организация кооперации горожанами на селе оживит опустевшие места.
Я понимаю, вопрос этот не прост, но что-то делать надо. На какие шиши будет рассчитывать мой товарищ, наконец-то решившийся вернуться к земле? Кто ему окажет помощь?
Федор КОТЕГОВ.
Комментарии