Вкалывают роботы...
Вкалывают роботы...
Компания-разработчик «Группа Фэмили», которая недавно стала резидентом Академпарка, выходит на рынок с IT-предложениями в области речевых технологий.
«Умные диалоги»
В 1996 году порядок распознавания речи роботом составлял 84%, через десять лет уже 94%, а сейчас около 97%. Через год-два эти возможности будут максимально приближены к «среднечеловеческим». Об этом рассказал молодой учёный, основатель «Группы Фэмили» Андрей Заворин.
– Мы не занимаемся фундаментальными разработками, а производим продукты на базе речевых технологий. Создали голосовые чат-боты, которые позволяют строить «умные диалоги». В октябре сделали несколько сот тысяч распознаваний, в ноябре их будет около миллиона, а в следующем году ожидаем кратный рост, – рассказал предприниматель.
Уже реализованы или находятся в стадии доработки такие продукты, как, например, автоматизированная передача показаний счётчиков ЖКХ или запись к врачу. В случае с вызовом такси, когда робот-оператор фиксирует заказ, стоимость приёмки уменьшается в пять раз по сравнению с тем, когда эту же работу выполняет человек.
Во время круглого стола, проходившего в начале ноября в пресс-центре ТАСС, Андрей Заворин продемонстрировал диалог человека с виртуальным оператором такси. Тот говорил совершенно обычным голосом с очень приятными интонациями. Заказчику понадобилось кресло для ребёнка, и робот вежливо ответил, что пожелания приняты, заказ успешно оформлен.
Барнаульская энергосберегающая компания и горводоканал уже стали заказчиками роботизированного приёма показаний счётчиков – с 20-го по 25-е число.
– В этот период возникает 68% недозвонов, – привёл статистику Андрей Заворин по Барнаулу, где в пиковые дни бывает по 100 тысяч обращений. – Наши пять тысяч каналов телефонии способны «переварить» 10% ЖКХ России. Мы можем обрабатывать 90% всех входящих звонков на уровне распознавания речи. И это будет также в пять раз дешевле, чем услуга, оказанная человеком. Продукт запустят в Алтайском крае в декабре.
Из голосового формата в текстовый
Следующий проект – запись к врачу – реализуется новосибирской компанией совместно с сетью клиник «Мать и дитя». Одна из задач – осуществление повторных автоматизированных записей. Роботы напомнят пациенту о необходимости пойти на УЗИ, ФГС, ЭКГ и проследят за выполнением записи.
В следующем году разработчики пойдут дальше – внедрят автоматизированную выписку рецептов. Все знают, какой почерк у врачей, теперь транслятор сможет переводить голос в текст – быстро, читабельно, онлайново. Это упростит процедуру, сделает её прозрачной, все выписанные рецепты сохранит в системе.
На пресс-конференции многих интересовало, будет ли доступно переведение в текстовый формат диктофонной записи.
– Это уже работает, – констатировал Андрей Заворин. И тут же продемонстрировал онлайновую запись разговора с корреспондентом в текстовом формате на своём смартфоне. – Всё, что нужно сейчас – создать решение, которое позволит журналистам ставить знаки препинания, использовать интерфейс и хранилище, чтобы работать с файлом. Подождите несколько месяцев, мы всё сделаем. Приложение будет доступно в WEB, и, скорее всего, для журналистов окажется практически бесплатным.
Голосовые сервисы, созданные новосибирскими учёными, коммуницируются с любой телефонией: облачной, виртуальной, реальной. По качеству распознавания русской речи велись долгие тренировки с «Яндекс-навигатором». Например, когда люди говорили не совсем внятно: «улица Шэрикопдщипниквский, дом шсть строение шсть», робот понимал, что имелось в виду. Теперь он справляется с любыми акцентами, диалектами, шумами и искажениями.
На пользу городу
Весь проект делается командой айтишиков, которые трудятся в Сочи, Москве и Новосибирске. Однако, когда начали выбирать, где будет располагаться штаб-квартира, то остановились на Академпарке: Андрей Заворин живёт в нашем городе, его сын никуда отсюда уезжать не захотел.
«Группа Фэмили» не совсем стартап, скорее – компания-интегратор.
– В 2017 году мы проинвестировали в этот сервис почти 10 миллионов. В 2018 будет вложено ещё около 25 миллионов, именно в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, – отметил основатель компании.
После пресс-конференции новым резидентам технопарка тут же поступило предложение от мэрии о сотрудничестве по программе «умные остановки». Возможно, на городских станциях общественного транспорта скоро появятся интерактивные меню в виде справки и базы данных.
Ольга СТРИКУН
Комментарии