Выгодно ли быть писателем?
Выгодно ли быть писателем?
В «Клубе книгопутешествий» отделения ГПНТБ СО РАН прошла конференция «Может ли автор книг заработать деньги в наше время?».
Известный новосибирский издатель Михаил Трифонов в ходе 30-минутного доклада «Литература как бизнес» сообщил, что, по большому счёту, в России заработать своим творчеством писатель может только в двух случаях: если он детективщик а-ля Дарья Донцова или автор любовных романов, выходящих ежемесячно. Для регионального писателя тираж в 1000 экземпляров – отличный результат. На большее могут рассчитывать только раскрученные «звёзды». Ощутимый заработок (от 300 тысяч рублей) начинается после продаж 20 тысяч книг, максимальный размер роялти – 10%. Ещё одна прекрасная возможность заработать – книги на заказ: история крупного предприятия, биография политика и пр.
– Писателю нужно самому стать издательством! – убеждён автор двухтомника «Говорящий с травами», прозаик Денис Соболев. – То есть выполнять их работу: после написания книги «причесать» её, выложить в сети, издать в бумажном виде, добиться размещения в интернет-магазинах, активно рекламировать, устраивать встречи с читателями. Но книги пишутся не для денег! Иначе давно стал бы инфо-цыганом и просвещал, как заработать миллиард за три дня при помощи трёх стаканчиков и поролонового шарика. Тем не менее, к концу следующего года планирую научиться зарабатывать на своих книгах – терпеть не могу, когда мне говорят: «Ты не сможешь»!
Дебютную книгу Соболева за год купили почти 1300 человек. Писатель мечтает о стотысячных тиражах.
Игорь Маранин, автор сибирских бестселлеров «Мифосибирск» и «Легендариум», рассказал, что хорошо продаётся нон-фикшн – к примеру, литература по краеведению.
– У меня вышло несколько книг. Но самые большие заработки были после окончания мореходного училища, когда 18-летним, вернувшись из рейса, получал почти как академик! – с улыбкой констатировал физик, а также поэт, прозаик, переводчик и автор-исполнитель Валентин Иванов.
Поэт, драматург и журналист Юрий Татаренко с ходу предложил около 30 способов монетизации литературных способностей – проведение мастер-классов, чтение лекций, редактирование и рецензирование книг, написание сценариев для КВН, радио и телевидения, текстов песен, выигрыши престижных конкурсов и литпремий. Кто-то использует литературу как рычаг – становится депутатом или телеведущим.
– Читательский рынок в России – больше 100 миллионов человек. У каждого автора весьма широкие перспективы. Надо только верить в себя и при этом быть конкурентоспособным, – считает Татаренко. – Читал про поэта из Севастополя, продававшего свои книги в электричках, по нескольку сотен ежедневно! Самиздат – выгодное дело, прибыль от небольшого сборника может доходить до 1000%.
Прозаик Евгений Марков провёл мультимедийную презентацию нового приключенческого романа «Нештатная ситуация». Он также нарисовал 54 иллюстрации к своему тексту. Кроме того, автор планирует издать его и в виде альбома комиксов. На создание 120 картинок ушло почти два года. В отделении ГПНТБ СО РАН есть экземпляр изданной книги «Нештатная ситуация», а электронную версию романа бесплатно можно найти на https://ridero.ru/books/neshtatnaya_situaciya/.
С. Яремчук
На фото Е. Маркова: писатели Денис Соболев, поэт Аркадий Константинов и ведущая конференции Лана Лесникова
Комментарии