Выбор в пользу педагогики
Выбор в пользу педагогики
Во Дворце творчества детей и учащейся молодежи «Юниор» мэр Новосибирска Владимир Городецкий, председатель горсовета Надежда Болтенко, ветераны педагогического труда встретились с молодыми учителями, которые пришли работать в школы города в этом учебном году. В соответствии с постановлением мэрии каждый из них получил единовременное муниципальное пособие 7 тысяч 986 рублей. В первый год работы педагогам пожелали, чтобы их принял коллектив и дети, по достоинству оценили родители. По словам начальника Главного управления образования мэрии Натальи Копаевой, это самое важное, чтобы закрепиться в учительской профессии и добиться успеха в ней.
Карьера учителя – любовь детей
О начале профессионального пути корреспонденту «Навигатора» рассказали молодые учителя из школ Советского района.
Вера Ульшина, учитель математики лицея №130:
– Никогда не думала, что буду учителем, даже поступив в педуниверситет. Но во время педагогической практики вдруг почувствовала вкус к профессии и решила – пойду работать в школу. Тем более что выросла я в многодетной семье и приходилось заниматься с младшими братьями и сестрами, учить их читать и писать. Радует, что и одногруппники мои практически все работают в школе.
Столкнулась с тем, сколько сил, внимания и самоотдачи требует классное руководство. Спасибо администрации школы и родителям, которые помогают мне во всех классных делах. Правда, до сих пор не могу привыкнуть, что обращаются ко мне по имени-отчеству – Вера Викторовна. А еще все время боюсь опоздать на первый урок, приезжаю на полчаса раньше. Часто снятся дети, школа. Ощущение такое, что я постоянно на работе. И уроки по внутреннему ощущению длятся очень долго.
Поддержка со стороны других учителей – огромная. Всегда поможет заведущая кафедрой Светлана Николаевна Власова, прекрасный педагог с большим стажем. Много общаюсь с Еленой Зинченко, она преподаватель английского, в школе недавно и знает, с какими трудностями приходится сталкиваться в начале профессиональной карьеры. Здорово помогает электронный журнал, благодаря которому и время экономится, и взаимодействие с коллегами, родителями хорошо налажено. Домашние задания, расписание тоже в нем выложены. У бывших моих однокурсников, которые работают в других школах, такой возможности нет, так что они мне даже немного завидуют. Мы постоянно общаемся на профессиональные темы, поддерживаем друг друга, делимся опытом и переживаниями.
Валентина Евсеева, учитель математики школы №112:
– Когда училась в НГПУ, думала, что не такое уж сложное дело – наладить дисциплину в классе. Достаточно сказать детям что-то один раз и они поймут. Сейчас вижу, как глубоко заблуждалась. И дело даже не в повторении учебного материала, а в организации учебного процесса – чтобы слушали и слышали педагога. Это непросто и многое зависит от опыта. Кроме того, педагог со стажем хорошо ориентируется в программе, знает ее досконально, представляет, как держать внимание класса и как вести себя с конкретным учеником, если он нарушает дисциплину или не успевает. Искренне надеюсь, что со временем этому научусь. Очень радуют комфортные условия. Теперь мы работаем в новом отремонтированном здании и уже почувствовали разницу.
Юлия Дмитриенко, социальный педагог, школа №179:
– Среди социальных педагогов я единственный молодой специалист в нашем районе. Специально интересовалась статистикой – стаж работы у большинства больше 15 лет. Из моей учебной группы по специальности никто не работает, а очень жаль. Ведь социальный педагог – важная и нужная профессия в школе. На нем лежит все правовое взаимодействие, общение с родителями, учениками, учителями. Немногие знают, что он занимается консультированием в школе, это считается прерогативой психолога. Но психолог консультирует, опираясь на диагностическую базу, а социальный педагог исходит из опыта социализации ребенка, его семейной истории.
Юлия Павловская, учитель русского языка и литературы, школа №121:
– Практически все, кто приходит работать в школу, сталкиваются с мифом, что с современными детьми очень сложно. Они употребляют энергетики, не любят учиться, не нужны родителям, которые строят карьеру. К счастью, это не так. Когда я начала преподавать, ребята всеми силами старались поддержать меня: подходили на перемене, интересовались моими делами, рассказывали что-то свое. Я веду уроки в среднем звене (пятые-восьмые классы). У этих детей большая потребность в кинестетическом контакте. Они могут подойти к учителю, чтобы обнять его, прикоснуться к руке, кладут ладошки на спину – это очень трогательно. Разочарована количеством отчетов. Из-за них мало времени остается на внеурочную деятельность, которой должен заниматься классный руководитель. Раз в четверть только и получается выбраться куда-нибудь с детьми. Например, в поход или на спектакль. А ведь ученики так любят совместные мероприятия, очень ждут их, а потом еще долго обсуждают – как было здорово.
Быть учителем непросто
О трудностях молодых педагогов в профессиональной самореализации, а также о том, как их преодолеть, рассказывает замдиректора по научно-методической работе лицея №130, учитель биологии и классный руководитель Людмила Некрасова:
– Первый год работы – самое тяжелое для молодого специалиста время. Непросто адаптироваться к новым условиям, завоевать доверие детей. Родители зачастую относятся критично. Ведь они ничего не знают об этом преподавателе и его уровне. И здесь на первый план выходит личность учителя, его потенциал. Причем базовое условие профпригодности педагога – любовь к детям, интерес к ним, желание общаться и работать. Если все это есть, то и доверие обязательно появится.
После того, как первые шишки набиты, алгоритм работы усвоен, становится легче. Однако вскоре молодого специалиста подстерегает очередная ловушка. Педагог начинает ощущать себя профессионалом. Он уже все знает, через все прошел, умеет взаимодействовать с детьми, с родителями. Важно вовремя осознать эту установку и трансформировать ее: пойти на курсы повышения квалификации или взять дополнительный спецкурс.
Чтобы удержать молодых педагогов в школе, существуют институт наставничества, курсы повышения квалификации, педсоветы. Но удерживать любыми силами, на мой взгляд, точно не стоит. У человека должна быть возможность оценить свои возможности и понять, нужно ему это или нет. В нашем лицее, начиная со второго-третьего года работы, педагогам предлагается достойная зарплата, выше средней по региону. Коллегиальность также очень важна, чтобы предотвратить профессиональное выгорание. При Доме учителя действует клуб молодых педагогов – уникальное объединение, которое помогает молодым специалистам расти не только в профессиональном плане, но и в личностном. Встречи клуба проходят на Владимировской. Будет замечательно, если подобный клуб появится у нас в районе.
Юлия ВЕРХУША
Фото предоставлено НИОС
Комментарии