Вернуться удалось не всем
Вернуться удалось не всем
На прошлой неделе из Японии вернулись сотрудники Института геологии и минералогии СО РАН, которые работали в университете Тохоку в г. Сендай, расположенном всего в 130 км от эпицентра сильнейшего землетрясения. Одним из очевидцев трагедии 11 марта стал сотрудник ИГМ СО РАН Константин ЛИТАСОВ.
Сильного землетрясения в Сендае ждали уже давно, поскольку последнее, сравнимое по мощности, было еще в 1979 году, – рассказал Константин. – Многие здания, в том числе и институт, где я работал, были перестроены и укреплены металлическими балками. Хотя по японским правилам нужно было находиться в помещении, мы успели выбежать из него до начала самых мощных толчков и находились на стоянке. Автомобили прыгали вверх на полметра, устоять на ногах было невозможно, и тех, кто выбегал из здания после нас, сбивало с ног. И все же хочу сказать, что Япония была очень хорошо подготовлена к событиям, если не говорить о цунами. Самые большие разрушения произошли на железнодорожной станции, где со здания сорвало крышу, в Сендае же не упал ни один дом и погибли всего четыре человека из двух миллионов населения. При этом внутри зданий все летало, мебель превратилась в крошку.
Первые сутки вдоль всего тихоокеанского побережья беспрестанно трясло, и там картина разрушений совершенно иная. Все города буквально сметены цунами, которое пришло слишком быстро после начала землетрясения. Погибших более 20 тысяч человек, во много раз больше людей потеряли свои дома. На второй день руководство префектуры Мияги выпустило приказ о срочной эвакуации всех иностранных граждан и иногородних японцев, чтобы облегчить положение местных жителей. Ведь транспортные потоки были парализованы, и еда в магазинах быстро закончилась. Посольство России организовало автобус в Сендай. Мы обзвонили знакомых соотечественников и сообщили им о предоставившейся возможности уехать из Мияги. Собралось около 40 человек. Дороги были разрушены, и мы добирались до Токио с большими проблемами. Смещение плиты после землетрясения было настолько велико, что дорожные навигаторы в течение нескольких часов, пока спутники не получили новую информацию, показывали, что мы едем не по дороге, а в 20-30 метрах от нее.
Из Токио на вертолетах МЧС мы улетели в Хабаровск. И хотя впечатления от работы специалистов МЧС у меня самые лучшие, хотел бы сказать, что сегодня в Японии осталось еще очень много граждан России, которым требуется помощь в эвакуации. Посольство РФ в Японии не справляется с такой задачей, поскольку это, по сути, всего два человека, и они круглые сутки разыскивают пропавших без вести россиян и поддерживают связь с теми, кто оказался в больницах. Они не спали на протяжении нескольких дней беспрестанных поисков, но им удалось мобилизовать только один посольский автобус, водитель которого, кстати, тоже не спал пять суток, развозя сотрудников МЧС по опасным районам. Для сравнения: США с небольшим запозданием, но организовало для своих граждан 14 автобусов.
Много россиян работало в портах Тихоокеанского побережья – зоне самого высокого риска, и им придется выбираться самим. Нужно понимать, что сейчас это совсем не просто, без помощи государства наши соотечественники рискуют остаться там надолго. Учитывая ситуацию на атомной станции Фукусима, где растет радиационный фон, те, кто поначалу не собирался эвакуироваться, принимают противоположное решение. Я знаю несколько таких человек из Академгородка, в частности, семью сотрудника Института катализа. Им нужно помочь.
Мария ШКОЛЬНИК
Комментарии
Умные люди позаботились выбирая местечко поспокойнее и почище...