Вечера загадок
Вечера загадок
Есть ли в Сибири леса, похожие на тропические? Как адронный коллайдер меняет наше мировоззрение? Как подготовить человеческий капитал для страны? Послушать экспертов по этим темам, получить «пищу для ума» приглашало научное кафе «Эврика» на прошлой неделе.
Обычно такие встречи проходят раз в две недели, но во время Фестиваля науки и инноваций, прошедшего в Новосибирске под эгидой Интерры’10 состоялись сразу несколько увлекательных встреч, на двух из которых побывал корреспондент «Навигатора».
Как воспитать капитал?
– У меня нет детей, проблемами образования не интересуюсь, – поделился один из слушателей лекции «Как воспитать человеческий капитал». – Меня увлекла личность самого лектора. Анатолий Ермолин – человек с успешной военной карьерой: закончил Московское высшее пограничное командное училище, Академию внешней разведки КГБ СССР, Академию Генштаба, был офицером спецподразделения «Вымпел», участвовал в боевых действиях в Афганистане и на Кавказе. И вдруг уходит в образование! Кандидат педагогических наук, лауреат премии Президента в области образования, он стал одним из инициаторов возрождения скаутского движения в России. Я хотел понять, может ли он давать советы, как воспитывать будущий «человеческий капитал» и как вообще его занесло на педагогическую стезю.
– Есть несколько компетенций, которые определяют успешность человека на рынке труда, и у многих военных они есть, – рассказал во время своего выступления Анатолий Ермолин. – Еще на первом курсе пограничного училища нам объяснили, что командир взвода должен сперва оценить обстановку, отдать предварительные распоряжения, а уже потом глубоко изучить ситуацию, принять решение, подготовить приказ, организовать взаимодействие подчиненных. Обучаясь в Школе менеджмента Йельского университета, я понял, что это основа любого руководства. Недаром в США за любым офицером запаса выстраивается очередь работодателей. Военные умеют работать с людьми, это хорошие организаторы, ответственные сотрудники. Поэтому нет ничего странного в смене сферы профессиональных интересов.
Рассказал Анатолий и о том, что на его взгляд определяет успешность человека в обществе и как это воспитать в детях:
– Успешный человек должен собирать и анализировать информацию, принимать решения, обладать способностями к руководству и к обучению. Для образования это – вершина айсберга, которую мы хотим получить на выходе у человека 23-25 лет. Но развиваются эти навыки постепенно, от рождения. Надо четко понимать, какие умения нужно воспитывать на каждом отдельном этапе, чтобы получить в итоге желаемое. Это не значит, что нужна унитарная система образования. Просто требуется определить приоритеты для каждого возраста. Я, например, уверен, что самое важное для малышей – семья, в которой их горячо любят папа и мама, бабушки, дедушки. Детский сад, родители – все в этом возрасте должно работать на формирование базового доверия к жизни. Один из самых важных уровней становления личности – средний школьный возраст. В это время важно воспитать чувство ответственного индивидуализма (будь умелым сам, чтобы помочь другому). 8-9-й класс – время, когда надо активно учить самоорганизации. Конечно, все вычленения в некотором смысле искусственны – ребенок во всем вышесказанном нуждается в любом возрасте. Это скорее акценты, на которые следует обратить внимание.
– Неожиданно для себя я стал конспектировать Анатолия, – рассказывает после лекции один из слушателей. – Жаль, что сам не прошел через его программы. Педагогический талант – редкий дар. Наше общество было бы успешней, обучай нас такие люди.
Тропики в Сибири?
– Пожалуй, это классическая научно-популярная лекция. Получил огромное удовольствие, – делится посетитель другого вечера в научном кафе «Дождевой лес в Сибири: бред или реальность». – Даже представить не мог, что рядом есть такие удивительные места. В моих планах теперь поездка в Маслянинский район, где сохранилась черневая тайга.
Именно черневая тайга, по мнению ученого, во многом схожа с тропическими дождевыми лесами. Николай Лащинский, доктор биологических наук, главный сотрудник лаборатории геосистемных исследований Центрального сибирского ботанического сада СО РАН, профессор Университета Северной Каролины (США) изучает эту экосистему уже более четверти века, но эти леса, по его признанию, таят еще немало тайн и загадок.
Черневая тайга – лес с двумя доминирующими породами деревьев: пихты и осины. В обычных лесах хвойные породы со временем вытесняют мелколиственные – в черневой же тайге это соотношение не меняется уже несколько веков. Механизм такого постоянства неизвестен. Удивителен не только состав леса, но и размеры деревьев. Та же осина в черневой тайге достигает
Еще одно чудо черневой тайги – огромное количество эфемероидов, трав с очень коротким периодом вегетации. Когда сходит снег, вся земля в черни покрывается цветами. Это великолепие длится не более двух недель: за это время растения отцветают, плодоносят и исчезают до следующей весны.
Сапрофиты (растения, которые отказались от фотосинтеза), лианы, эпифиты (растения, живущие на других растениях), бедные почвы, которые поддерживают высокопродуктивную систему, хрупкость и сложность восстановления – признаки тропических лесов и, как оказалось, черневой тайги.
– Эта лекция из разряда «удивительное рядом», – рассказывает Мария, посетительница кафе. – Когда Николай Лащинский стал рассказывать о неразгаданных тайнах черневой тайги, сразу захотелось пойти работать к нему в группу. Почти детективные истории: есть загадка, есть версии, надо «проверять алиби». Я получила огромное удовольствие.
Интерра закончилась, но научное кафе «Эврика» продолжит свою работу. Из полей возвращаются биологи, этнографы, археологи. Есть еще немало интересных специалистов, оставшихся «за кадром». Есть с кем встретиться и о чем поговорить!
Юлия Черная
Комментарии