Василий Кукса: от Сены до Катуни
Василий Кукса: от Сены до Катуни
Василий Кукса:
от Сены до Катуни
В выставочном зале Дома ученых заканчиваетсвою работу замечательная выставка живописи Василия Куксы «От Парижа до Алтая».Это вторая встреча с полюбившимся нашему зрителю барнаульским художником. Навыставке – две совершенно, казалось бы, непохожих по своим выразительнымсредствам темы: Париж и Алтай. Архитектурный пейзаж давно привлекает художника– повсеместная урбанизация стала тенденцией, от которой многие убегают на тотже Алтай. И все же город – наш дом, в котором мы живем, который мы любим,украшаем, строим. Это история цивилизации. И самым грандиозным, пожалуй,примером сосуществования человека и исторической архитектурной среды являетсяПариж – мекка художников. Париж и стал основной темой новой выставки.
Огромное посовременным понятиям полотно «Над Парижем» – в центре экспозиции. Париж свысоты Нотр-Дама в осенних листьях, в утренней дымке и своем необъяснимомочаровании поражает воображение. Зимний Париж поставил сложную задачуживописцу. С одной стороны, минимум красок, а с другой – великолепиеархитектуры, свободной от ненужного флера, ослепительного солнца и обилиятуристов. Художник великолепно использовал все эти факторы, добавил к нимизменчивость осеннего неба, живописность воды и немного рождественской экзотики.Париж получился настоящий, живой, чуть романтичный, как все, что пишет Кукса,но совсем не хрестоматийный. Новые задачи потребовали новых живописных приемов.Серия очень прозрачная, почти акварельная. Художника вдохновляла работа снатуры. «В парке Нотр-Дам», «Ночной Нотр-Дам», «Сена у Лувра», «Яхты у Лувра» –шедевры выставки – работы не студийные, оттого они по-настоящему живые,лишенные гламурности и лоска.
А начиналсяопыт Василия Куксы в этой теме с исконно русских домиков, церквушек, часовен.Они и сейчас очень скромно напоминают о себе на его выставках. Эти работы –«Тишь», «Возрождение» – притягивают своим особым, левитановским настроением,спокойствием и звенящей тишиной.
Еще до Парижахудожника заинтересовал сибирский городской пейзаж. Картина «Книжная ярмарка»мишурой ярких палаток, машин, людей напоминает Монмартр. А работа «ВечернийНовосибирск» с часовней св. Николая – настоящий подарок жителям сибирскойстолицы. Современные магистрали в электрическом свете в исполнении Куксы близкисовременной абстрактной живописи, настолько богаты эти работы по содержанию,экспрессии, цвету – так ярко переработаны будничные виды живописным восприятиемхудожника («Ночная улица»).
Совсем другойхудожник – автор великолепных пейзажей дикого Горного Алтая. Конечно, Алтай влюбом виде привлекателен, он стал брендом, синонимом слова «отдых»,удовольствия, приключения. И все же в исполнении Куксы это не просто узнаваемыеместа или открыточные виды. В картинах «Островок на Катуни», «Катунскиеберега», «Катунь бирюзовая» свет становится ярче, а цвет звучит в полную силу –великолепие природы Алтая, его контрасты диктуют другой стиль. Близость кимпрессионизму современных художников (желание запечатлеть сиюминутноесостояние природы), в том числе и Василия Куксы, черта нашего, сибирскогоискусства, далеко ушедшего от тщательно выписанных натуралистических работклассиков пейзажного жанра. Его Алтай – гамма ощущений: солнечного тепла, лучейзаката, прохлады Катуни, влажности ее берегов, тишины и запахов леса, грохотаперекатов на камнях. И неслучайно у многих возникает ощущение, что где-то онэто видел, как будто не в этой жизни, так умело художник передает свое знаниесути природы, раскрывает свои мысли и чувства, вкладывает душу в каждый эпизодбесконечной эпопеи под названием Великий Алтай – спаситель наших уставших отгородской суеты душ. И сам художник всегда с нетерпением ждет встречи с Алтаем,возвращается к нему, как домой, даже из Парижа.
Много навыставке этюдов – рабочих материалов художника, по которым можно проследить ходего мыслей, непосредственные эмоции при контакте с натурой. Все они чуткие,гармоничные и сами по себе представляют большую художественную ценность.«Караколы», «Отдых у пруда», «Кедры» – небольшие эпизоды большогохудожественного труда, каждодневного поиска, удачных находок и, конечно же,таланта автора.
У ВасилияКуксы лето – любимый сюжет. Его не смущает работа в тональном колорите (гдепреобладает зеленый цвет). Художник сумел выработать свой узнаваемый стиль:чистым цветом он пишет не просто зеленые листья и траву, не голубое небо иводу, а изображает пространство, наполненное светом, воздухом и влажнымдыханием рек. В этом направлении Кукса постоянно развивается, совершенствуется,растет. По выставке можно проследить этот процесс во времени. Работы 90-х годов– ближе к классике. Одна из них – «В лесу» – работа особая, выполненная влучших традициях реалистического искусства. Этот пейзаж почти всегдаприсутствует на выставках Василия Куксы. Почти монохромная, с неброскиммотивом, эта работа как символ красоты и таинственной силы, могущества русскойприроды, она раскрывает автора как истинно народного, русского художника.
Достижениеистинной образности – сложный процесс. Настоящий художник, живописец не столькоизображает окружающий мир, сколько передает свой взгляд на суть вещей,пропускает сквозь призму своего мироощущения все, что его волнует. Неслучайнолучшие картины выставки – «Ночной Нотр-Дам», «Ночная Сена», «Стражи Катуни» – представляютсобой характерные примеры такой творческой работы, обобщения сюжета.
Новая выставкаВасилия Куксы показала, как вырос художник за три года. Несомненно, онобладатель большого творческого потенциала, что дает простор для новыхэкспериментов. Сверхромантик, наблюдатель, упорно достигающий вершин живописногомастерства, – редкое, почти несовместимое сочетание качеств у художника,гарантирующее прекрасный результат. Последний день работы выставки –18 июня. Поспешите увидеть, услышать ее гармоничное звучание.
Ирина Бич,
ДУ СО РАН.
Комментарии