В науку по ленте Мёбиуса
В науку по ленте Мёбиуса
В рамках V фестиваля науки в течение прошлой недели на десятках площадок по всему городу проходили профориентационные и просветительские мероприятия. В Выставочном центре СО РАН встречали младших школьников.
Дети посмотрели мультфильм «Переполох на ленте Мёбиуса», созданный их сверстниками, послушали небольшую научную лекцию и пообщались с юными авторами из лаборатории научной анимации творческого пространства «Цоколь».
– Чтобы снять научный мультик, нужно разобраться в теории. У нас в проекте работают младшие школьники, и мы хорошо понимаем, что просто так высидеть лекцию им не под силу. Поэтому, если и планируем такие занятия, то минут по 15. Услышанный материал обязательно закрепляем в играх и опытах, – рассказывает руководитель лаборатории Ольга Посух. – С лентой Мёбиуса мы тоже много экспериментировали: клеили её, разрезали, рисовали полоски разного цвета и т.д. Вроде со всем разобрались. Но вот настаёт день, когда нам надо снимать кульминационное событие: чудовище, поедая печеньки, случайно разгрызает ленту Мёбиуса, и два друга оказываются на разных её сторонах. Смогут ли они встретиться? В какую сторону надо бежать? И в этот момент наши дети принялись заново клеить ленту, отмечать на ней Гену и Гришу, рисовать разноцветными карандашами траекторию их движения. А мы в очередной раз убедились, что теория – это хорошо, но материал, усвоенный на практике, – совсем другое.
В отличие от сказочных мультиков, к созданию научной анимации привлекают не только режиссёра, художника и звукооператора, но и научного консультанта. При подготовке последней работы лаборатории научной анимации ребятам помогал кандидат физматнаук, преподаватель НГУ Константин Сторожук. В Выставочном центре он прочитал небольшую лекцию о тайнах ленты Мёбиуса.
– Когда люди хотят известности, они идут или в политику, или в искусство, или реализуют себя в науке, – пояснил Константин третьеклассникам. – Но современных, даже самых известных певцов, ваши сверстники уже лет через пятьдесят знать не будут. Слава политика тоже кратковременна. Вот вы сколько сможете вспомнить политиков, живших тысячу лет назад? У художников и поэтов ситуация с долговременной славой лучше. Но, например, у учёных она ещё более благоприятна. Все школьники знают Пифагора, Архимеда. Пройдут века, а ленту Мёбиуса мы так и будем называть в честь немецкого математика. Хотите оставить своё имя в истории на тысячелетия – идите в науку!
Как отмечали на встрече родители юных аниматоров, мультики – это приятный и существенный, но далеко не самый важный результат проекта. Гораздо важнее, что дети начинают интересоваться темой, многие просят купить себе книги или пытаются повторить опыты дома.
Ю. Чёрная
Снимки автора
Комментарии