В ее книгах живет Память
В ее книгах живет Память
18 октября отмечает свой 85-й день рождения удивительная женщина, библиограф, большой друг газеты «Навигатор». На жизнь Нинели Мироновны МАЛИНОВСКОЙ Академгородок оказал огромное влияние и не без ее участия он сам стал таким, каким мы его знаем.
Кто-то больше запомнил Нинель Мироновну как директора ДК «Академия», кто-то знает как автора книг об участниках Великой Отечественной войны. Одни отмечают ее литературные успехи, другие – общественную работу.
– Она для нас как палочка-выручалочка, – рассказывает Вера Дмитриевна Эпова, член клуба женщин – участниц войны «Встреча». – Мы к ней шли и с жилищными проблемами, и с вопросами по медицинскому обслуживанию, и когда случались бытовые неурядицы...
В центре культурной жизни
Нинель Мироновна приехала в Новосибирск из Алтайского края в начале 1960-х годов. Она пережила трагедию – потеряла трехлетнего сына, и после этого не могла оставаться в Барнауле.
– Мы надеялись, что рождение младшей дочери смягчит боль, но этого не случилось. И тогда я сказала мужу: давай уедем! В то время много говорили и писали про Академгородок. Меня интересовало все, что касалось Сибирского отделения, я собирала публикации Натальи Притвиц, Замиры Ибрагимовой и других журналистов, которые писали на эту тему.
Малиновские приехали в Академгородок в яркий солнечный день. Прогулялись по Морскому проспекту мимо совсем еще маленьких деревьев. Дошли до Золотой долины. Девочки собирали и ели землянику, родители любовались на них. Устроили всей семьей пикник. Такое сочетание природы и науки в гремящем на всю страну строящемся Академгородке поразило.
– Я просто влюбилась в это место и стала уговаривать мужа остаться. Он не мог не согласиться, – вспоминает Нинель Мироновна. – Мое первое место работы – ГПНТБ. Для библиотеки это был интереснейший период. Физтех прислал нам 13 вагонов книг в подарок! Молодежь тогда стремилась в науку, все сдавали кандидатские минимумы, писали научные работы. А литературу где брать? Только у нас. Очень быстро обросла знакомыми. В Городке царила удивительная атмосфера доверия, взаимопонимания.
Но большинство старожилов научного центра помнят Нинель Мироновну скорее не как сотрудницу библиотеки, а как директора ДК «Академия». Вот что рассказывает Нина Никифоровна Коршунова:
– Когда я познакомилась с Нинелью Мироновной, она находилась в самом центре культурной жизни Академгородка как руководитель Дома культуры. В каждом институте тогда были культорги, они закупали билеты для организованных групп на фильмы, концерты. Билеты было сложно достать, потому что мы знали: в «Академии» не просто фильм покажут, а обязательно устроят обсуждение, встречу с режиссером или с исполнителями главных ролей. Это была удивительная жизнь, когда мы, целый день работавшие «взахлёбушки», вечером могли пообщаться с именитыми артистами. За такие мероприятия лично я благодарю в первую очередь Нинель Мироновну. Ей удалось вдохновить и сплотить коллектив, а ДК «Академия» сделать родным для всех жителей Городка того времени. В этом небольшом здании, где по проекту должен был размещаться только кинотеатр, создавались клубы по интересам, репетировали оркестры, хоры. И за всем этим стоял большой труд коллектива «Академии» – от директора до тех, в чьи обязанности творчество не входило, например, кассиров.
Книги Памяти
Нинель Мироновна – автор семи книг о тех, кто воевал, соавтор 15 томов областной «Книги Памяти» (о 180 тысячах новосибирцев, не вернувшихся с войны), 13 томов книги «Они вернулись с Победой». На подготовку каждого издания уходили месяцы, ведь надо было побеседовать с ветеранами, проверить все данные в архивах и найти там недостающую информацию. Почему для нее был так важен этот кропотливый труд?
– Великая Отечественная война оставила след в жизни всех участников и свидетелей, засела в сердце каждого ржавым гвоздем, и забыть ее невозможно, – поясняет Нинель Мироновна. – Мне в 1941 году было 12 лет. Совсем еще девчушка, а уже работала на железной дороге. Было как у многих: тяжелый недетский труд, сбор колосков, не проходящее чувство голода... Став чуть старше, поехала учиться в Свердловский химико-технологический техникум, была комсоргом и работала добровольцем в госпитале. Сердце всегда переполнялось состраданием к нашим воинам-защитникам – недавно таким уверенным, сильным, здоровым, а теперь искалеченным войной. Они мучились от физической и душевной боли, стонали или даже плакали по ночам от бессилия, от потери друзей и близких, от невозможности что-то вернуть назад, а что-то бесследно стереть из памяти. В общем, остался и в моем сердце этот ржавый гвоздь. Позже читала много мемуаров военачальников, пытаясь понять механизм освободительной войны, стратегию и тактику противоборствующих сторон, найти истоки Победы. Ждала, что историки СО РАН напишут о воинах-победителях – людях нашего района. Но они писали общие фундаментальные труды. Тогда и появилось желание издать книгу о земляках, которые прочувствовали войну «на собственной шкуре».
«Книгу Памяти» Нинель Мироновна готовила в составе большого коллектива. А «Эстафету Победы» писала сама. По словам Нины Никифоровны Коршуновой, книга появилась через боль в сердце, без денег, только на чувстве долга. Для самого автора главной наградой за труд стала такая история:
– Когда книга вышла, я повезла один экземпляр женщине, потерявшей на войне мужа и сына. А она говорит: «Мне вчера начальники на машине уже привезли». И вот эта бабушка, опираясь на табуреточку, подошла к иконостасу, где у нее стояла и моя книга!
Вспоминает Нинель Мироновна и еще один значимый момент, связанный с Книгами Памяти. Накануне 9 мая 1995 года перед церковной службой она, атеистка, коммунистка, обратилась к Борису Ивановичу Пивоварову с просьбой отпеть всех земляков, погибших на фронте. Отец Борис согласился без раздумий, только попросил убрать из списка пропавших без вести (возможно, они живы) и написать проповедь.
– Никогда в жизни проповедей я не то что не писала – даже не слышала, и взмолилась: не смогу, старославянского не знаю. А он мне: «Пишите, как чувствуете сердцем, своими словами: кто эти люди, почему вы их ищете, почему в книге собрали». И когда в церкви зазвучали написанные мной слова о том, что с нашей земли ушли замечательные люди, что они погибли за нас, а в нашем районе живут их семьи, когда одно за другим зазвучали имена моих родненьких, я заплакала...
Родственники людей, чьи имена увековечены в книгах Нинели Мироновны, тоже признавались, что плакали, вглядываясь в снимки и фамилии родных, зачастую уже ушедших в мир иной. В этих книгах живет Память.
Спасибо Вам, Нинель Мироновна, за трепетное отношение к истории, за умение помнить, за все, что Вы делаете. Многие лета Вам! Здоровья, энергии и счастья!
Юлия ЧЁРНАЯ
Комментарии