Уравнение жизни
Уравнение жизни
В классе руководителя кафедры математики гимназии №5 Елены Иулиановны ГОЙ очень уютно: чудо техники – SMART-доска, современные парты, оборудованные компьютерами. И огромный, во всю стену, баннер с изображением выпускников – этот подарок любимому педагогу они сделали сами. В Год учителя обойти вниманием такого преподавателя мы не могли, и корреспондент «Навигатора» отправился в гимназию №5. – Елена Иулиановна, как пришли в профессию?
– У меня в школе были очень хорошие учителя – начальных классов, затем математики. До сих пор стараюсь их навещать. К тому же моя мама тоже педагог, работала в детском саду. Видимо, они и заложили любовь к этой профессии: после школы без раздумий поступила в педагогический институт в Астане, откуда я родом. Могу сказать, что стала учителем не потому, что больше некуда было пойти, а из любви к своему делу. Работаю с удовольствием, люблю детей, которых учу. Бывает, конечно, что устаешь и думаешь: где-то работать легче. Но это проходит: трудности есть в любой профессии.
– Вы работаете в профильных математических классах?
– В Астане у меня были и исторический класс, и архитектурный. Замечательные дети, с великолепными творческими способностями. А в Академгородке – да, уже несколько лет работаю с математическими классами, первый выпуск состоялся в 2001 году. Это ребята с выраженными способностями и интересом к математике – мне кажется, в Городке таких большинство. Кто-то собирается поступать на мехмат НГУ, кто-то – на физфак, экономический, факультет естественных наук, но, так или иначе, для большинства важна математика.
– Работать с одаренными детьми интереснее?
– Конечно, но если бы я преподавала в гуманитарных классах, удовольствие от работы никуда бы не исчезло. У меня были дети и сильные, и слабые, с разными способностями к предмету. У учителя математики в гуманитарном классе ответственности, пожалуй, даже больше: детей нужно заинтересовать, чтобы шли на урок с удовольствием, а не просто просиживали часы. А в жизни математика обязательно всем пригодится.
– Вы помните все свои выпуски?
– Да, помню всех. Конечно, по фамилии могу и не перечислить, но если встречу на улице, обязательно узнаю. Да и они не дают себя забывать – звонят, приходят. С одним из выпусков мы каждый год фотографируемся в классе около их же баннера, смотрим, кто как взрослеет, меняется. И я стараюсь отслеживать, у кого как жизнь складывается, как мои дети учатся и где.
– Как вы оцениваете реформы в современной школе?
– Трудно пока сказать. Должно пройти хотя бы несколько лет: если врач вылечил пациента, он сделал это здесь и сейчас, а нам нужно подождать. При советской системе образования мы все-таки имели результаты – достаточное количество хороших преподавателей и ученых. Все было очень стабильно, понятно – чему учить, как учить. А сейчас мы постоянно находимся в состоянии реформ, которые, кстати, не сводятся только к ЕГЭ. Раньше план обучения был един для всех, а теперь дети сами выбирают себе путь. Родители вместе с учениками составляют базисный учебный план, выбирают количество часов по предметам, элективные курсы. К чему это приведет, пока не знает никто, должно пройти время. Что касается ЕГЭ, то первоначально мы с большим трудом его принимали. Однако это более объективная форма проверки знаний, чем экзамен в школе, ведь работы проверяет независимая комиссия. В любом случае правила будут еще дополняться, перерабатываться. С ЕГЭ как критерием отбора в вузы не все так однозначно, но этот вопрос должны оценивать преподаватели институтов. Не сказала бы, что готовим учеников исключительно к сдаче ЕГЭ. Мы учим математике, и принципиальной разницы в обучении нет. Сейчас началась четвертая четверть, и на уроках я стараюсь давать ребятам тесты, чтобы они познакомились и с такой формой проведения экзамена. Но если ребенок знает предмет, он справится и с частью «С», и с любыми другими экзаменами, которые предложит вуз.
– В Год учителя проводится множество профессиональных конкурсов. Как думаете, они нужны педагогам, и участвовали ли вы в подобных проектах?
– Думаю, обмен опытом должен происходить. Всегда интересно посмотреть, как работает другой учитель, какие методики использует. В прошлом году была в Самаре на международной ярмарке инновационных технологий, туда приезжали учителя со всей России, ближнего и дальнего зарубежья. Впечатления остались самые приятные. В 2006 году стала победителем конкурса «Лучшие учителя России» в рамках национального проекта «Образование». В 2005 и 2008 годах получила грант фонда Дмитрия Зимина «Династия». Победа в этом конкурсе присуждается по отзывам учеников. Учитель не пишет никаких статей, никто не ходит на его уроки – просто опрашивают выпускников. Конечно, это очень приятно, когда тебя вспоминают ученики. Значит, ты уже не зря в своей профессии.
– Чего в целом нам ждать от Года учителя?
– Пока не знаю, но хотелось, чтобы был как-то поднят престиж профессии, чтобы по телевидению показывали хорошие фильмы про учителей…
– Вы имеете в виду сериал «Школа»?
– Посмотрела первую серию, и больше не стала. Мне просто стыдно включать телевизор! Я не знаю ни одного современного фильма или сериала, в котором учитель показан с положительной стороны. Хотелось бы, чтобы средства массовой информации обратили на эту проблему внимание. Когда я училась в школе, мы знали: учитель плохим быть не может. А сегодня в печатных изданиях, на телевидении просто шквал негативной информации. В любой профессии попадаются самые разные люди, но все-таки учителями не идут работать ради выгоды. Мы любим свою работу и преданы профессии и детям.
Татьяна ЯКОВЛЕВА P.S. Когда готовился этот номер, появилось сообщение о том, что подведены итоги областного конкурса общеобразовательных учреждений, готовых внедрять проекты создания специализированных классов для обучения одаренных детей. Всего в Новосибирской области будет создано 18 таких классов, и четыре из них – в Академгородке. Лицей №130 и гимназия №3 откроют классы с углубленным изучением химии, математические классы появятся в гимназиях №6 и №5. В сентябре двери пятой гимназии распахнутся для талантливых десятиклассников, а учить их будет, конечно, Елена Иулиановна Гой!
-----------------------
– У меня в школе были очень хорошие учителя – начальных классов, затем математики. До сих пор стараюсь их навещать. К тому же моя мама тоже педагог, работала в детском саду. Видимо, они и заложили любовь к этой профессии: после школы без раздумий поступила в педагогический институт в Астане, откуда я родом. Могу сказать, что стала учителем не потому, что больше некуда было пойти, а из любви к своему делу. Работаю с удовольствием, люблю детей, которых учу. Бывает, конечно, что устаешь и думаешь: где-то работать легче. Но это проходит: трудности есть в любой профессии.
– Вы работаете в профильных математических классах?
– В Астане у меня были и исторический класс, и архитектурный. Замечательные дети, с великолепными творческими способностями. А в Академгородке – да, уже несколько лет работаю с математическими классами, первый выпуск состоялся в 2001 году. Это ребята с выраженными способностями и интересом к математике – мне кажется, в Городке таких большинство. Кто-то собирается поступать на мехмат НГУ, кто-то – на физфак, экономический, факультет естественных наук, но, так или иначе, для большинства важна математика.
– Работать с одаренными детьми интереснее?
– Конечно, но если бы я преподавала в гуманитарных классах, удовольствие от работы никуда бы не исчезло. У меня были дети и сильные, и слабые, с разными способностями к предмету. У учителя математики в гуманитарном классе ответственности, пожалуй, даже больше: детей нужно заинтересовать, чтобы шли на урок с удовольствием, а не просто просиживали часы. А в жизни математика обязательно всем пригодится.
– Вы помните все свои выпуски?
– Да, помню всех. Конечно, по фамилии могу и не перечислить, но если встречу на улице, обязательно узнаю. Да и они не дают себя забывать – звонят, приходят. С одним из выпусков мы каждый год фотографируемся в классе около их же баннера, смотрим, кто как взрослеет, меняется. И я стараюсь отслеживать, у кого как жизнь складывается, как мои дети учатся и где.
– Как вы оцениваете реформы в современной школе?
– Трудно пока сказать. Должно пройти хотя бы несколько лет: если врач вылечил пациента, он сделал это здесь и сейчас, а нам нужно подождать. При советской системе образования мы все-таки имели результаты – достаточное количество хороших преподавателей и ученых. Все было очень стабильно, понятно – чему учить, как учить. А сейчас мы постоянно находимся в состоянии реформ, которые, кстати, не сводятся только к ЕГЭ. Раньше план обучения был един для всех, а теперь дети сами выбирают себе путь. Родители вместе с учениками составляют базисный учебный план, выбирают количество часов по предметам, элективные курсы. К чему это приведет, пока не знает никто, должно пройти время. Что касается ЕГЭ, то первоначально мы с большим трудом его принимали. Однако это более объективная форма проверки знаний, чем экзамен в школе, ведь работы проверяет независимая комиссия. В любом случае правила будут еще дополняться, перерабатываться. С ЕГЭ как критерием отбора в вузы не все так однозначно, но этот вопрос должны оценивать преподаватели институтов. Не сказала бы, что готовим учеников исключительно к сдаче ЕГЭ. Мы учим математике, и принципиальной разницы в обучении нет. Сейчас началась четвертая четверть, и на уроках я стараюсь давать ребятам тесты, чтобы они познакомились и с такой формой проведения экзамена. Но если ребенок знает предмет, он справится и с частью «С», и с любыми другими экзаменами, которые предложит вуз.
– В Год учителя проводится множество профессиональных конкурсов. Как думаете, они нужны педагогам, и участвовали ли вы в подобных проектах?
– Думаю, обмен опытом должен происходить. Всегда интересно посмотреть, как работает другой учитель, какие методики использует. В прошлом году была в Самаре на международной ярмарке инновационных технологий, туда приезжали учителя со всей России, ближнего и дальнего зарубежья. Впечатления остались самые приятные. В 2006 году стала победителем конкурса «Лучшие учителя России» в рамках национального проекта «Образование». В 2005 и 2008 годах получила грант фонда Дмитрия Зимина «Династия». Победа в этом конкурсе присуждается по отзывам учеников. Учитель не пишет никаких статей, никто не ходит на его уроки – просто опрашивают выпускников. Конечно, это очень приятно, когда тебя вспоминают ученики. Значит, ты уже не зря в своей профессии.
– Чего в целом нам ждать от Года учителя?
– Пока не знаю, но хотелось, чтобы был как-то поднят престиж профессии, чтобы по телевидению показывали хорошие фильмы про учителей…
– Вы имеете в виду сериал «Школа»?
– Посмотрела первую серию, и больше не стала. Мне просто стыдно включать телевизор! Я не знаю ни одного современного фильма или сериала, в котором учитель показан с положительной стороны. Хотелось бы, чтобы средства массовой информации обратили на эту проблему внимание. Когда я училась в школе, мы знали: учитель плохим быть не может. А сегодня в печатных изданиях, на телевидении просто шквал негативной информации. В любой профессии попадаются самые разные люди, но все-таки учителями не идут работать ради выгоды. Мы любим свою работу и преданы профессии и детям.
Татьяна ЯКОВЛЕВА P.S. Когда готовился этот номер, появилось сообщение о том, что подведены итоги областного конкурса общеобразовательных учреждений, готовых внедрять проекты создания специализированных классов для обучения одаренных детей. Всего в Новосибирской области будет создано 18 таких классов, и четыре из них – в Академгородке. Лицей №130 и гимназия №3 откроют классы с углубленным изучением химии, математические классы появятся в гимназиях №6 и №5. В сентябре двери пятой гимназии распахнутся для талантливых десятиклассников, а учить их будет, конечно, Елена Иулиановна Гой!
-----------------------
22.11.2024, 15:00
О незабвенной Замире 22.11.2024, 15:00
В поддержку спорта 22.11.2024, 15:00
Павильоны вернут 22.11.2024, 15:00
Корпус поточных аудиторий 22.11.2024, 15:00
Внимание: тонкий лёд! 22.11.2024, 15:00
Весело и безопасно 22.11.2024, 15:00
Вместо депутатов-иноагентов 22.11.2024, 15:00
Главный в минздраве 22.11.2024, 15:00
Сбор вторсырья 22.11.2024, 15:00
Не допустить эпидемии
Комментарии