Юннаты съехались в ИЦиГ
Юннаты съехались в ИЦиГ
Пятая сибирская межрегиональная конференция «Экологическое воспитание в проектно-исследовательской деятельности юннатов», проходившая в конце ноября в Институте цитологии и генетики СО РАН, собрала около двухсот участников юннатского движения со всего региона.
Организатором конференции традиционно стала Лаборатория экологического воспитания ИЦиГ СО РАН, которой руководит Анна Стекленёва.
Слово наставникам
Сначала с докладами выступали, делились проблемами и достижениями руководители юннатских организаций, педагоги допобразования и руководители научных исследований.
О кружке «Юные биологи», работающем при Новосибирском зоопарке имени Р. Шило, рассказала его руководитель Татьяна Собянина.
– Этим летом на встречи, посвящённые 70-летию зоопарка, приходили бодрые пенсионеры, которые занимались в нашем кружке ещё в послевоенные годы. Недавно, перебирая документы, мы обнаружили, что не юннатский кружок образовался при городском зоопарке, а на базе юннатского кружка, из его зооуголка зародился зоопарк, считающийся сегодня одним из лучших в стране, – с гордостью отмечает Татьяна Сергеевна. – В разные периоды число воспитанников в кружке менялось. Последние четыре года мы с радостью отмечаем, что интерес детей к природе растёт, и наши юннаты показывают отличные результаты на разнообразных конференциях и олимпиадах.
Сегодня юннатские кружки успешно работают при зоопарках, муниципальных домах и центрах детского творчества и даже в маленьких деревенских школах.
Пятиклассник Егор Гомзяков – из далёкого села Волчно-Бурлинское Крутихинского района Алтайского края. Он выступал с докладом о работе школьного краеведческого отряда «Мы – часть природы». В Новосибирск мальчик приехал вместе с папой – учителем географии. На вопрос, почему отец поддерживает интерес сына к биологии, а не агитирует за точные науки, Гомзяков-старший ответил, что они живут на природе, а это с детства формирует интерес и вдумчивое отношение к её будущему.
– Когда-то я работала учителем истории, но лет 17 назад увлеклась ландшафтным дизайном, – рассказывает Лариса Шевцова, педагог Дома детского творчества имени В. Дубинина. – Сменила профессию, много работала и, накопив определённый опыт, решила учить этому детей. Кружок, которым я руковожу, относится к системе дополнительного образования. Живого уголка у нас, конечно, нет. Зато есть оранжерея и очень красивые клумбы, где работают ребята.
Пока руководители объединений обменивались опытом, их подопечные слушали занимательные лекции. Надолго запомнятся ребятам разговор об эволюции с доктором биологических наук, заведующим лабораторией рекомбинационного и сегрегационного анализа ИЦиГ СО РАН Павлом Бородиным, лекция младшего научного сотрудника ИЦиГ Артёма Лисачёва о содержании рептилий в доме и в зооуголке, рассказ Федора Абрашитова об обитателях зооуголка как объекте научного исследования. После обеда всех желающих ждали экскурсии в зоопарк, ботанический сад или на звероферму.
Большое дело маленьких учёных
– Пока никто не ждёт от юннатов каких-то значительных научных открытий, но, работая над темой, ребёнок получает свой собственный результат, правильно его оформляет, овладевает научной терминологией, учится отвечать на вопросы оппонентов, – с восторгом рассказывает мама Марии Филипцевой.
Её дочь-восьмиклассница представила на суд экспертов интересную работу «Выведение Sls-маркировки у монгольских песчанок». Девушка рассказала, что только дома у неё живут четыре зверька, а в зоопарке, где она занимается, – намного больше. Работа Марии подкреплена серьёзными практическими результатами: от наблюдаемых ею песчанок было получено 26 приплодов!
Для своих исследований юннаты обычно выбирают объекты родной природы или любимых домашних питомцев. Большинство работ учащихся имеют настоящие научные выводы, которые можно применить на практике.
Например, две пятиклассницы из «Красноярского краевого центра «Юннаты» Алиса Красновская и Лия Цуканова, заинтересовались выведением перепелов искусственным способом и влиянием рациона питания на яйценоскость этих птиц. Ксения Горбачёва из села Новолуговое Новосибирского района изучила отзывчивость кроликов мясной и декоративной пород на зерновую добавку в рационе кормления и поведенческие реакции животных на различные ситуации. Данияр Кусанов из города Исилькуль Омской области проанализировал зависимость урожая зерна пшеницы, полученного на полях отцовского фермерского хозяйства, от степени засорённости посевов полынью, а Дарья Малыгина, воспитанница Дома творчества имени В. Дубинина без проблем размножает смородину и жимолость зелёными и одревесневшими черенками.
Немало исследований посвящено экологии родного края. «Ботанические памятники живой природы города Омска», «Редкие растения северо-восточной части Кытмановского района Алтайского края», «Оценка жизненного состояния соснового бора в центре села Атаманово», «Изменение видового состава сорных растений Сибири за последнее столетие (на примере города Заринска)», «Видовое разнообразие птиц в городе Красноярске и его окрестностях» и другие работы красноречиво говорят о том, что юные сибиряки понимают, как важно сохранить биологическое многообразие животных и растений малой родины.
По мнению экспертов, благодаря плодотворной работе юннатских наставников из года в год растёт общий уровень исследовательских работ, представляемых юными натуралистами, их умение собирать и анализировать природные материалы, работать с атласами-определителями, совершенствуется мастерство публичных выступлений. Эти дети – будущее нашей науки и сообщество людей XXI века, ответственно относящихся к родной природе.
Светлана КНИЖНИК
Снимки автора
Комментарии