Уникальная служба
Уникальная служба
Уникальная служба
Службе «Зеленый телефон» – 5 лет. Хотя, есличестно, телефон совсем не зеленый – самый обычный. Ну, разве что звонки«зеленые»... «Около ближайшего магазина жгут мусор!» «Хочу у себя во дворерябину посадить. Что-нибудь согласовывать надо?» «Выехали с друзьями на пикник,и так получилось, мусор вокруг немного собрали – помогите вывезти...» Питьеваявода, выгул собак, газоны, машины, мусор, птички – где еще вам найдут ответы,посоветуют специалиста, помогут организовать акцию или образовательнуюэкскурсию?
А ведь 5 лет назад многие опытные общественныеорганизации в возможность подобной службы верить отказывались – утопия! «Жителибудут звонить, ругаться, а сами ничего делать не станут. Им не надо помогать,искать решение проблемы – они хотят, чтобы кто-то за них эту проблему решил.Такой уж у наших людей менталитет...» – выносили приговор фонды, распределяющиегранты.
– Конечно, – пожимает плечами Елена ДУБЫНИНА, руководительслужбы, – всякое бывает. Первое время звонков типа «придите сейчас же и всеуберите» было очень много, и до сих пор они случаются. Приходится объяснять,что мы не мусорщики, мы общественная организация, где зарплату получают толькодиспетчеры (когда есть спонсоры). Остальные, в том числе и я, работаютбесплатно! Наши волонтеры получают удовольствие не от сбора мусора, а отчистого леса, в котором они хотят жить. Если вы тоже хотите жить в красивом,зеленом и чистом месте – сделайте что-нибудь. А мы готовы вам помочь.
Часто в ответ, особенно от пожилых, слышишь: «А что я могусделать? Мне уже ... лет – я старый, больной человек!» Я уверена, когда естьжелание – возможности всегда найдутся. Например, у нас есть много работы «нателефоне» – обзвонить специалистов, уточнить данные. У меня огромное уважениевызвала пожилая женщина – она пришла к нам на акцию с палочкой, за два часасобрала маленький пакетик: «Я хоть немного, да помогла!» Многие приходят сдетьми – не потому что дети смогут много сделать, а в воспитательных целях.
Но с тем, что вопреки прогнозам служба состоялась,Елена согласна:
– Это произошло во многом благодаря специфике нашегорайона и людям, которые здесь живут. Тут большая степень свободы, в том числесвободы выбора, свободы от общественного мнения, а в итоге выше ответственностьза свою жизнь и жизнь вокруг тебя. Мы не так давно проводили уличный опрос. 52%сказали, что готовы участвовать в экологических акциях, оставили своикоординаты, и теперь мы их оповещаем, а они по возможности участвуют. Большеполовины случайных прохожих!
Вообще, Елена – человек просто удивительный. Ведь,согласитесь, среди ваших знакомых найдется нет так уж много людей, которыевзялись бы реализовывать провальное (по мнению авторитетных источников) дело! Амного ли в наше время руководителей, которые за свою работу не получают денег?
– Жить совсем без денег, – признается Елена, – я, ксожалению, не научилась, но как руководитель службы «Зеленый телефон»действительно ничего не получаю (участвую в других проектах Сибирского экологическогоцентра). С денежными вопросами существует тонкость: за зарплату приходитьсярасплачиваться независимостью. А организациям, подобным «Зеленому телефону»,независимость терять нельзя. Вот и получается, что саженцы, мешки для мусора,перчатки – это одно, а зарплата от спонсора – уже другое.
Но самое главное, Дубынина – мама пятерых детей (чтоудивительно само по себе, а для женщины, так много успевающей на общественномпоприще, тем более). «К счастью, нам помогает бабушка. Да и старший сын уже вседьмом классе – помощник и наша с папой правая рука. Кроме того, я как опытныйруководитель многие свои обязанности доверяю детям. Например, старшие с большимудовольствием проверяют уроки у младших. Я думаю, что общие обязанности,взаимная ответственность дают им чувство локтя. Мне, единственному ребенку в семье,этого в детстве очень не хватало. Конечно, порою они устают от общения друг сдругом – всем нам нужно время для уединения. Поэтому мы постарались создать вдоме «укромные уголки».
В устах этой удивительной женщины все выглядит легко ирадужно: и частный дом, и пять детей, и работа экологической службы. Она сидитпередо мной – красивая, молодая, в глазах веселые огоньки – и звонко смеется, ая прошу вспомнить самые забавные звонки.
– Почему-то самые смешные звонки были от журналистов.После моего знаменитого интервью «Вечернему Новосибирску» (за пять минут беседыс корреспондентом получилось целых три статьи-первополосицы: о депрессивныхбелках, которые нападают на жителей Городка, о клещеедных муравьях и «серыхшейках» в микрорайоне «Щ» – как только у меня на все чувства юмора хватило!)мне стали регулярно звонить журналисты. Например, из «АиФа» спрашивали о божьихкоровках – мол, не опасны ли они для человека? Вдруг набросятся, они же тлейедят!
Полдесятилетия – срок немалый: есть что вспомнить. Иконечно, были у Елены и трудности, проблемы, были дни, когда хотелось всебросить. Что сегодня, оглядываясь на прошедшие 5 лет, она считает самымглавным достижением службы? Что дает ей силы работать дальше?
– Я вижу, как меняются люди, – подводит итог Елена Дубынина.– Когда спонсор, сам приняв участие в акции, думает о том, что надо как-томенять упаковку на более экологичную; когда люди начинают верить, что они могутизменить свою жизнь сами, не дожидаясь решения правительства, когда у нихпоявляется уверенность, что к их мнению обязательно прислушаются – это большоедостижение! Конечно, это заслуга не только «Зеленого телефона», но наша лепта вэтом тоже есть!
Юлия ЧЕРНАЯ
Комментарии