Юлий КИМ: «Русский язык – огромный живой океан!»
Юлий КИМ: «Русский язык – огромный живой океан!»
Юлий Черсанович Ким – поэт, бард, драматург. Ещё студентом начал писать песни на свои стихи и исполнять их, аккомпанируя себе на гитаре. Его первые концерты состоялись в Москве в начале 1960-х годов, молодой автор быстро вошёл в круг самых популярных бардов России. 23 декабря он отпраздновал 85-летие.
В конце 60-х Ким активно участвовал в правозащитном движении, из-за чего сотрудники КГБ предложили ему воздержаться от концертной деятельности (она возобновилась лишь в 1976-м). При этом было сказано, что препятствовать его работе в театре и кино не будут. Сегодня в его фильмотеке свыше 50 названий. Он автор 15 книг, более 30 драматических произведений и десятков песен к спектаклям. Дискография насчитывает более ста дисков, аудио- и видеокассет.
Член Союза кинематографистов (1987), Союза писателей (1991), ПЕН-клуба (1997). Лауреат многих национальных премий, в том числе премии Московской Хельсинкской группы в области защиты прав человека – «За защиту прав человека средствами культуры и искусства».
– Авторская песня популярна уже 60 с лишним лет. Почему люди, вооружённые гитарой, легко обезоруживают всех вокруг себя?
– Бардовские песни – это песенный фольклор русской интеллигенции. Это сословные позывные, они не обезоруживают, а собирают. Если же бард талантлив и обаятелен, то может и обезоружить, подобно первому гармонисту на деревне.
– У скрипачей ценится скрипка Страдивари, у пианистов – рояль «Стенвей». А что у бардов?
– Я аккомпаниатор весьма слабый, совершенно непрофессионал, да и самоучкой недалеко ушёл. Туриянский со своей семистрункой куда искуснее. Конечно, оценить качество звука могу. Лучше всего звучала у меня гитара фирмы Fender.
– Почему очень мало талантов в телевизоре? Считаете ли себя талантливым?
– В телевизоре немало талантов. Другое дело, чем они занимаются, особенно те, кто ведёт скандальные ток-шоу на потребу невзыскательной публики или политические дискуссии на потребу власти. О себе скажу, что мне неплохо удаются песенные тексты и либретто музыкальных спектаклей.
– Русский язык сильно меняется: появляются новые грамматические конструкции и английские заимствования, две страницы впечатлений заменяет один смайлик…
– Русский язык – огромный живой океан, постоянно пополняющийся и очищающийся. В нём то галлицизмы, то англицизмы. Прочно вошли слова «бизнес», «логистика». А, например, «гёрлы» и «шузы» пропали. «Смайлик» заменяет слово «нравится» и никак не мешает делиться впечатлениями.
– Много ли у вас друзей в мире искусства? Что привлекало вас в Булате Окуджаве, Давиде Самойлове?
– Список моих друзей по искусству всегда был не очень велик, а теперь совсем съёжился. Дольше и прочнее многих держатся в нём композитор Владимир Дашкевич, режиссёр Михаил Левитин, поэт Юрий Ряшенцев. В основе этих дружб – сотрудничество. В случае Ряшенцева – общая студенческая молодость (как и с режиссёром Петром Фоменко, коего уж нет). Давид был мне как дядюшка родной. А с Булатом сблизиться не успел, хотя всё к тому шло.
– В театральной Москве вот уже два десятка лет правят бал мюзиклы. Как это объяснить?
– Мюзиклы правят свой бал во всём мире. Этот жанр демократичнее, чем опера, и глубже, чем оперетта. Впрочем, границы размыты. Например, Пётр Фоменко с восторгом отозвался о «Норд-осте» как о превосходной оперетте, хотя авторы написали «мюзикл».
– В столичном Театре оперетты идёт мюзикл «Анна Каренина» по вашему либретто. Не страшно было браться за этот материал?
– За 40 лет до этого я осмелился «обработать» Шекспира (песни для комедии «Как вам это понравится» Театра на Малой Бронной. – Прим. ред.), так что страха не было. Спектакли по моей пьесе «Сказки Арденского леса» были поставлены в ленинградском Театре комедии в начале 80-х и в театре «Мастерская Петра Фоменко» в 2008-м.
– Как изменилась ваша жизнь после присуждения премии «Поэт» в 2015 году?
– Никак не изменилась, то есть чем занимался до, тем занимаюсь и после. Количеством наград похвастать не могу. Раза два был премирован очень прилично.
– Вам 85. Какой год жизни запомнился больше других?
– Три дня, проведённые в Белом Доме с 19 по 21 августа 1991 года.
– Обыкновенное чудо – это оксюморон. А свободная Россия – тоже?
– Россия прорывается к свободе уже третий век, но с каждым разом всё сильнее. Условно: первый этап – это 1825-1861 годы, второй – 1905-1917 годы и третий этап – с 1953-го по 2008-й. Прорвётся, куда она денется.
* * *
Радость жизни
Аркадий КОНСТАНТИНОВ, поэт: «Для меня Юлий Ким – один из штрихов к портрету детства: это и «Бумбараш», и «Красная шапочка», и «12 стульев»… Песни Кима в этих фильмах – замечательные! В них и лёгкий минор, и бесшабашная лёгкость одновременно, от них хорошо на душе. Нужные песни. Впервые побывал на выступлении Кима в 2008 году, в ДК «Юность» он исполнил несколько песен. А два года назад удалось побывать на его большом сольном концерте в Доме учёных, где всех убедил, что может быть и лиричным, и юморным, и колючим. Юлий Ким учит нас жить, а не существовать, дышать полной грудью».
Валентин ИВАНОВ, учёный, бард: «Ким – это не просто талант, это человек-парадокс. Парадоксальность же заключается в том, что, будучи из народа «перемещённых лиц», будучи человеком непростой судьбы, в своём творчестве он неисправимый оптимист. Великолепные гусарские, морские, пиратские песни в его исполнении служат гимнами искромётной радости жизни. Его песни к спектаклям и фильмам – нежны и романтичны. На сцене он держится легко и непринуждённо, сразу вызывая впечатление, что с тобой говорит не какой-то артист, даже весьма известный, а просто твой друг».
Ольга ЧИКИНА, автор-исполнитель (из эссе для «Иерусалимского журнала»): «В детстве мне очень нравилась точка, которая вдруг усмехнулась и стала запятой (фильм «Точка, точка, запятая», 1972 год). Точка была озорная и хулиганистая. За точкиным смешком и псевдонимом «Ю. Михайлов» прятался Юлий Ким, учитель и поэт, но мы тогда этого не знали. А к середине 80-х песнями Кима, как весенним солнышком, был уже залит весь мой личный детский «двор». Но мы по-прежнему о нём ничегошеньки не знали. А как бы хотелось такого вот солнечного учителя, дружелюбного, удалого, искристого, лёгкого, эх! Чтоб быть шалопайкой из его класса! Чтоб под его чутким руководством горланить пиратские песни! Чтоб были кайф, огонь и вдохновенье вместо школьной скукотищи!.. В нём как будто бы живёт весна – внутренняя радость».
Юрий ТАТАРЕНКО
Фото И. Батаниной
Комментарии