Учить и учиться
Учить и учиться
Уже много лет о лицее №130 говорят как о школе престижной, а последние годы – как об элитной. Однако немногие задумываются, как образовательное учреждение сумело достичь таких завидных высот.
А дело-то, безусловно, в педагогах. Тех, кто стоял у самых истоков, и тех, кто поддерживает в лицее давние лучшие традиции.
Уже 16 лет трудится в коллективе этой школы Людмила Николаевна Чусовитина. Когда-то, приехав в Москву поступать, она не решилась подать документы в МГУ, а выбрала Московский пединститут. После окончания вуза вернулась в родной Алтайский край. Как девушка способная и всерьез увлеченная любимой наукой – математикой, стала преподавать в Барнаульском пединституте на кафедре геометрии. Потом было замужество, переезд в Новосибирск, кафедра геометрии НГПИ.
Не секрет, что время и семейные обстоятельства существенно корректируют планы женщины на дальнейшее построение карьеры. Как математик, человек рациональный, Людмила Николаевна понимала, что переход в школу – это возможность работать рядом с домом. Но уйти с преподавательской работы в вузе в среднее звено школы… Такой поступок требовал взвешенного решения. Поначалу подрабатывала «почасовиком» в школе №166 (ныне гимназия №5), потом работала в блестящем созвездии педагогов частной Сибирской школы. Когда ее закрыли, приняла предложение директора школы №130.
Попав в дружный и творческий коллектив, пообщавшись с учениками и родителями, педагог с большим стажем поняла: здесь придется не только учить детей, но и многому учиться самой. Благо, было чему и у кого учиться. С огромной благодарностью вспоминает она А. Баннова, Т. Дельфонцеву, Н. Карпунина, В. Шелеста, О. Баннову и всех, у кого она училась работать с детьми.
– Для меня это был яркий пример ненавязчивого, некрикливого самоотверженного труда, – признается заслуженная учительница.
Именно здесь пришло понимание: конечно, очень важно качество вузовской подготовки молодого педагога, но только школа является той точкой, от которой исходит вектор таланта, готового реализоваться в любой области. Задать этому вектору правильное направление – вот главная цель учителя.
Несовершенство современных учебников часто отмечают даже родители, далекие от методики преподавания. Людмила Чусовитина уверена: хороший педагог не должен зависеть от учебника более, чем на 20%, в противном случае это можно считать признаком непрофессионализма.
– Учебник можно сравнить с декоративной садовой решеткой: она может быть чугунной или деревянной, ажурной или самой простой. А вот увить ее красивыми цветами – дело рук и личного вкуса садовника. Дидактических материалов выпускается очень много, но отыскать в этой массе один, идеально подходящий для каждого конкретного класса, бывает чрезвычайно сложно.
С высоты своего жизненного и педагогического опыта Людмила Николаевна смело оценивает последние школьные нововведения:
– Считаю, что вместо траты денег на ЕГЭ государству необходимо больше заботиться о здоровье и уровне знаний педагогов. Надо организовывать выезды учителей в передовые московские и питерские школы, издавать больше профессиональных журналов для преподавателей-предметников.
Много, по наблюдению опытной учительницы, зависит и от самих учеников.
– Слухи об элитарности нашей школы сильно преувеличены, – замечает она. – Сегодня наша школа набирает всех, кто относится к ее микроучастку. Среди наших ребят тоже есть дети из неполных семей, дети родителей, попавших в сложную жизненную ситуацию, поэтому в процессе работы мы сталкиваемся с теми же социальными проблемами, что и другие школы. Конечно, если в классах остаются свободные места, берем и «со стороны», но не на конкурсной основе экзамена, а после беседы с психологом.
Другое дело, что хорошо учиться в нашей школе модно, если хотите, даже престижно. Здесь хорошистов и отличников не зовут «зубрилами», «заучками» и «ботанами». Наоборот, за ними тянутся, на них стараются равняться. В каждом классе найдется ученик, который, получив задание, сопит, грызет карандаш, рисует в черновике какие-то схемы, понятные только ему, но не сдается, решает сам и умудряется в результате представить сразу несколько путей решения. Когда таких «заражателей» человек десять, это блестящий класс.
Немаловажно в работе педагога и умение создать для ребенка ситуацию успеха. Если видишь, что у него что-то хорошо получилось, необходимо отметить это не только оценкой в дневнике или журнале, но и озвучить на публике. Человек обретает уверенность в своих силах и стремится достичь большего.
Еще одной причиной высокой мотивации детей к учебе Людмила Николаевна и ее коллеги считают активную заинтересованность пап и мам.
– Более половины наших учеников – это дети выпускников школы, не понаслышке знакомых и с давними традициями образовательного учреждения, и с высоким уровнем получаемых знаний. Родители часто приходят в школу, сидят на уроках, беседуют с педагогами. Обучение школьников проходит под строгим родительским контролем, – говорит преподаватель.
Что это значит, стало ясно после уроков, когда холл лицея наполнился взрослыми. Появление в школе мам и бабушек – явление привычное для большинства школ. Но вот такое количество пап, обычно занятых или не живущих с семьями вообще, произвело огромное впечатление. Они не только нашли время встретить свое чадо после занятий и увезти домой. Многие с интересом разглядывали поделки малышей и дневники старших, поднимались в учительскую и учебные кабинеты.
Пожалуй, только там, где вместе с детьми стремятся постоянно совершенствоваться их родители и учителя, возможны такие высокие результаты. Из таких школ исходит множество длинных и ярких лучей, образующих со временем звезды на самом высоком и престижном небосклоне.
Светлана КНИЖНИК
Фото автора
Комментарии