Технопарк накачали «Топливом»
Технопарк накачали «Топливом»
18 декабря в Советском районе прошло одно из мероприятий XII Международного Рождественского фестиваля искусств. В конференц-зале технопарка был сыгран спектакль «Топливо» питерского Pop-up театра.
Создатель и идеолог этого коллектива – один из ведущих театральных режиссёров России Семён Александровский, знакомый новосибирцам по двум спектаклям театра «Старый дом» – детективу «Ручейник, или Куда делся Андрей?» и «Элементарные частицы», в котором рассказывается о создании Академгородка.
Новый спектакль по документальной пьесе Евгения Казачкова основан на многочасовых интервью с нашим современником, физиком и известным IT-предпринимателем Давидом Яном, основателем компании ABBYY. Она получила мировую известность благодаря электронным словарям ABBYY Lingvo и программе распознавания текстов ABBYY FineReader. Ян рассказывает о поступлении в МФТИ, об авантюре с первым электронным словарём, о том, как жизнь профессиональная запараллелилась с личной. На выходе получается история о поиске смысла жизни, о жажде бессмертия, о том, как изменить мир к лучшему.
Этой истории успеха могло и не быть: китаец по происхождению, Ян едва не завалил вступительные экзамены в легендарный физтех. Поступив, Давид быстро понял: «Ты сам себе нобелевский комитет, ты хочешь быть не лучше других, а лучше вчерашнего себя. Это стремление и есть твоё топливо… И оно даёт тебе постоянное ощущение «моря по колено»!»
«Топливо» – моноспектакль. Артист Максим Фомин прекрасен в полуторачасовом монологе – без музыки и световых перемен. Из всех спецэффектов используется только видео. На экране – всё тот же Фомин, и это закономерно, ведь речь идёт о раздвоении личности.
Новосибирцам «Топливо» показали дважды – сперва в городском лофте «Подземка», затем в Академгородке. Ольга Стволова посмотрела оба спектакля:
– Максим Фомин шикарно преподносит мелодику текста. Его речь чуть замедлена, а руки словно гипнотизируют публику. Моё внимание не ослабевало ни на минуту – это просто чудо, магия! На фестивале Максим был занят в ещё одной экспериментальной постановке – «Разговоры беженцев», которую трижды сыграли на вокзале «Новосибирск-Главный». Там он был не менее прекрасен!
После спектакля актёр и режиссёр пообщались с публикой. На вопрос, чья история успеха греет лично Максима Фомина, артист ответил:
– Вообще-то я чураюсь слова «кумир». В то же время не могу не признать, что для меня в театральном мире есть несколько авторитетов – Даль, Папанов, Леонов, Володин. Как выяснилось, их никто не смог заменить. Учусь у них одной простой вещи: надо честно делать своё дело, вот и всё.
Семён Александровский отметил:
– У нас есть традиция играть этот спектакль в учебных заведениях, есть опыт работы с профессиональной аудиторией. Мы играли его в физтехе, в зале человек на шестьсот. Люди просто топали от радости узнавания ситуаций. В Питере учителя к нам приводят математические классы. Здесь, в технопарке, первая зрительская реакция была там, где нужно, и я понял: в зале сидит «прошаренная» аудитория, которая все специфические вещи считывает сразу. Вообще наш опыт общения с людьми, которые занимаются наукой, очень зажигательный. Рад, что у «Топлива» счастливая судьба, мы получаем сотни восторженных отзывов. Это стимулирует продолжать прокат спектакля.
Далее режиссёр рассказал историю создания «Топлива»:
– Пьеса возникла не на ровном месте, сначала был проект «Человек.doc», инициированный московским театром «Практика». Современный театр часто занимается маргинальными территориями, и про новую драму ходило такое слово – «чернуха». Хотя драма требует проблемной среды, и драматурги шли туда, где плохо. Однажды у деятелей театра возник запрос: как найти позитивного героя в сегодняшнем театре? Театру нужен новый герой! Кто он? Ну не принц же в трико! Стали думать, кто сегодня из успешных образованных людей может на это звание претендовать. Заказали драматургам серию текстов про IT-предпринимателей. И буквально на наших глазах они стали героями – как super rock stars. А задачей театра было понять, что это за люди, меняющие мир, какая философия за ними стоит, какой жизненный путь.
– «Топливо» основано на глубинном интервью и последующем монтаже, – продолжает Семён. – Это практика документалистики. Когда человека опрашивают много дней по много часов, заготовленные фразы заканчиваются, и он начинает проговариваться. Однако с интересным человеком может и не получиться разговора. С Давидом Яном нам повезло, он оказался очень коммуникабельным. Наш спектакль – история цельной личности. Но таких не бывает. Человек всегда недоволен собой. И очень интересно изучать жизнь как сборку и разрушение личности. Поиск себя настоящего – травмирующая, тяжёлая работа. В этом смысле каждый человек – художник.
Александровский также сообщил, что формат моноспектакля считает удобным в условиях новой экономической политики.
– Pop-up театр – это партизанская практика: приехали, развернулись, провели боевые действия, исчезли. Это тактика выживания, но в то же время и возможность открывать новые пространства и менять фокус зрения на территорию города. Название «Pop-up театр» придумал я – это такая отсылка к британской стратегии 70-х годов, когда в гаражах устраивали магазины готовой одежды. В августе 2015-го наш театр перфомативных искусств начался именно с «Топлива». Задача этого проекта – не просто создавать новые спектакли, а расширять само понятие «театр», выходить за рамки, разрушать границы, исследовать реальность и самому становиться объектом и субъектом изучения. Мне интересно выстраивать коммуникацию между залом и артистом. И для обращения к публике лучше моноспектакля, пожалуй, не придумать.
Недавно в репертуаре театра появилась ещё одна постановка – «Задержанный». Это одновременно бар-хоппинг по улице Рубинштейна и следственный эксперимент по творчеству и биографии писателя Сергея Довлатова. Александровский посетовал, что арендовать в Петербурге милицейскую форму 1970-х – большая проблема. Решить её пообещала создатель Интегрального музея-квартиры Академгородка Анастасия Близнюк, получившая, по её отзыву, огромное удовольствие от «Топлива».
Юрий ТАТАРЕНКО
Фото Виктора Дмитриева
Комментарии