Техника на грани фантастики
Техника на грани фантастики
В Новосибирске с успехом прошли два концерта Евгения КРАФТА, участника третьего сезона шоу «Голос» на Первом канале. 26-летний уроженец Павлодара – выпускник Новосибирского музыкального колледжа, ныне живёт в Москве. В Академгородке он выступил в молодёжном центре «Калейдоскоп».
Организаторы постарались на славу: придумали афишу, обеспечили аншлаг, провели слайд-шоу «Крафт. Избранные факты биографии». Перформанс-шоу от «группы одного человека» с бодрящим названием «Вот и пришла весна!» длился ровно 100 минут. Евгений показал себя в разных стилях: эйсид-джаз, нью-соул, фанк, глэм-рок.
Это удивительный музыкант. После окончания ДМШ, где научился играть на гитаре, а затем и на барабанах, Женя продолжил музыкальное образование и получил диплом руководителя эстрадного коллектива. Студентом музколледжа принял приглашение войти в состав кавер-группы «Глобал трафик» в качестве поющего солиста.
– Долгое время меня всё устраивало, – рассказывает Евгений. – Но потом захотелось попробовать чего-то нового, бросить вызов самому себе. И два года назад, в мае 2013-го, придумал сольный проект, в котором всё делаю самостоятельно – от аранжировки и аккомпанемента до звукорежиссуры и вокала. Сумел ли достойно ответить на собственный вызов, не могу ответить однозначно: вполне возможно, что осознание того, что «я это сделал» никогда не наступит. Но постоянно стремиться к совершенству мне очень нравится.
Три дорожки витязя
На сцене – два микрофона, две гитары и синтезатор, рядом с которым лежит перкуссионная трещотка. Изюминка выступления Крафта в том, что он записывает различные музыкальные партии в реальном времени, накладывает их друг на друга и ставит на повтор. Так рождается «подложка», аккомпанемент, задающий ритм и гармонический строй. Главный помощник музыканта – луп-станция, специальный аппарат, сводящий зафиксированное на трёх звуковых дорожках в единое целое. В процессе исполнения песни Евгений стирает ненужные треки и записывает новые, не переставая играть на гитаре и петь. Таким образом, музыкант заменяет собой целый ансамбль: ударные, бас-гитара, ритм-гитара, соло-гитара, клавиши, перкуссия, вокал и бэк-вокал. Создаваемая в одиночку полифония впечатляет.
Для детей и взрослых, пришедших в «Калейдоскоп», Евгений провёл импровизированный мастер-класс.
– Смотрите, на этой гитаре я не играю, она нужна лишь для записи семплов: стучу по корпусу, а луп-станция всё это записывает. Значит, ритм и темп мы задали, используя гитару как барабан, – рассказывает Крафт. – Другая гитара звучит ещё более необычно – на ней две басовые струны, можно запросто выдавать партии баса. Пара микрофонов – не роскошь и не причуда. В один пою, а второй необходим для записи спецэффекта «бумбокс»: пц-чи-чи, пц-чи-чи...
Луп-станция обрабатывает только три дорожки. Но находящийся перед аппаратом Крафт не выглядит витязем на распутье. Алгоритм действий тщательно продуман.
– Мало сочинить аранжировку, важно всё правильно запомнить и точно выполнить! – говорит Евгений. – На концерте у меня нет права на малейшую ошибку: если сделаю что-то неправильно, то это так и запишется, а потом будет воспроизводиться по кругу. Требуется полная концентрация, важно держать ритм, как метроном.
Услышавшая музыканта вживую Дарьяна Сычёва не может сдержать эмоций:
– Я занимаюсь академическим вокалом в «Калейдоскопе» 13 лет. Недавно попробовала поработать в таком же формате, что и Евгений. Мало что получилось. Самой петь, играть и записывать музыку – это невероятно трудно. Восхищена талантом Крафта, который многого добился!
Идея музыкальных экспериментов с луп-станцией позаимствована у норвежского мультинструменталиста Джарли Бернхофта.
– В 2008 году я увидел в Интернете ролик с этим невероятным норвежцем – и загорелся идеей превзойти его! И однажды мне приснилось, что «зажигаю» на сцене ничуть не хуже. Подумал, что это знак, – и купил луп-станцию. В нашей стране пока ещё не привыкли к такому формату выступлений, но экономический кризис затягивается, и скоро, видимо, многим придётся экономить на оркестрах и ансамблях. Вот тут и пробьёт мой час! – улыбается Крафт. – Ясное дело, у живого бэнда – уникальное звучание, и мне очень нравится играть с бэндом. Но тот же Бернхофт говорил в интервью, что одному выступать проще. И пока я решил освоить в совершенстве свой метод.
Ангелова дюжина
Сегодня в репертуаре Евгения две дюжины англоязычных песен. На концерте прозвучала половина из них. Артист исполнил кавер-версии хитов Майкла Джексона, Энрике Иглесиаса, Джонни Боя, группы «Дафт панк» и другие. Шлягер Стефании Маккэй «Так много лиц» Крафт и зрители спели хором.
Евгений перепевает и отечественные композиции: «Бумажный змей» из репертуара Аллы Пугачёвой, «Душа летела» группы «Пицца», «Весна, как паранойя» Николая Носкова.
– Наши песни не особо удобны для исполнения в таком формате, – сетует Евгений. – Но я обязательно подыщу ещё несколько произведений на родном языке! Репертуар подбираю тщательно: пою только то, что очень-очень нравится.
В скором времени музыкант планирует приступить к студийной записи собственных песен. Но на концертах обещает петь в прежнем формате.
– Для меня очень важно делать всё самому. Кто, кроме меня, передаст публике мои мысли и переживания? Конечно, можно заказать песню у профессионального композитора, но зачем? Ведь я способен сочинять сам для себя, – делится сокровенным Крафт.
У артиста красивый лирический тенор. Вокализируя, увлекается мелизмами и импровизацией. Слышать это приятно вдвойне: верхний регистр разработан, тесситуру Крафт держит превосходно. А его фальцет звучит просто ангельски.
– Вокальные данные у меня от мамы, – рассказывает музыкант. – Пою с детского сада. Но профессионально этому нигде не учился. И когда меня пригласили солистом в группу «Глобал трафик», пришлось осваивать вокал «по бразильской системе» – когда отступать некуда! Знаю, что низы у меня практически не звучат. Ими тенорам нужно заниматься отдельно. Увы, пока на уроки совершенно нет времени. В шоу «Голос» моим наставником был Дима Билан. Но на проекте никто никого не учит – это конкурс! Либо ты выполняешь поставленные задачи, либо нет – и прощаешься с шоу. Главный урок от Билана состоял в том, что он нас ни в чём не ограничивал, не навязывал своих представлений о манере исполнения, а наоборот, старался раскрыть в каждом своём подопечном личность. Для победы в «Голосе» мне, думаю, не хватило уверенности в себе. Но, согласитесь, для дебюта выступил неплохо!
После концерта Евгений дал два десятка автографов и провёл 15-минутную фотосессию с поклонниками. Ребята пожелали музыканту новых успехов.
Юрий ТАТАРЕНКО
На снимке автора: Е. Крафт с поклонницей
Комментарии