• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 03:02 пятница, 22 ноября
    Академгородок:
    Пробки: 0 баллов
    22.11.2024
    USD: 100.68
    EUR: 106.08
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Тайна белого пятна

    Тайна белого пятна

    Тайна белого пятна

    В Центре коллективного пользования «Генофонды пушных и сельскохозяйственных животных» Института цитологии и генетики СО РАН прошла очередная лекция для детей в рамках цикла бесед «Академический час».

    На этот раз встреча была посвящена доместикации и называлась «Одомашнивание животных как самое раннее интеллектуальное достижение человечества». С детьми и журналистами общался завсектором генетики куньих Института цитологии и генетики СО РАН кандидат биологических наук Олег Трапезов. Он рассказал об экспериментах по одомашниванию лис и норок и продемонстрировал их результаты.

    Звероферма представляет из себя большую территорию с длинными рядами вольеров, в которых живут норки и лисы.  Звери распределены по степени доброжелательности к человеку. В одних блоках живут совсем ручные животные, обитатели других смотрят на человека с осторожностью, третьи агрессивны.

    Хорошие условия для животных – одно из требований к экспериментам. Важно, чтобы они жили в чистоте и правильно питались. На территории фермы есть своя «зверокухня», где норкам и лисицам готовят фарш из мясных субпродуктов, травы и витаминных добавок. Что касается гигиены, то помимо обычной уборки клеток используется и более экзотичный метод. Еще подъезжая к ферме, все обратили внимание, что над ее территорией кружит большая стая коршунов. В небе их так много, словно эксперименты проводятся не с лисами, а с птицами. Оказалось, из-за обилия кормов на ферме размножаются грызуны, которые и привлекают коршунов. Сотрудники института только рады таким помощникам в борьбе с грызунами, распространяющими различные инфекции.

    История доместикации животных уходит в далекое прошлое. Традиционно приручали животных, которые могли быть полезны для человека: дикую собаку для охраны, парнокопытных и птиц для мяса и молока, кошачьи помогали справляться с грызунами. Всего на Земле существует около 1300000 видов животных, но только около 50 вовлечено в процесс одомашнивания. Ведь укротить природу непросто: недостаточно приручить один экземпляр, нужно, чтобы несколько поколений одного вида были лояльны по отношению к человеку. В естественных условиях на это уходит около 15 тысяч лет, но в научном эксперименте можно ускорить этот процесс до периода жизни человека.

    В ИГЦиГе проводятся уникальные эксперименты по одомашниванию серебристо-черных лис. С 1959 года под руководством академика Дмитрия Беляева отбирались и скрещивались наиболее дружелюбные по отношению к человеку экземпляры. С начала экспериментов прошло чуть более полувека, а результат налицо. Из вольеров на посетителей смотрят дружелюбные создания, которые охотно дают себя гладить и демонстрируют желание вступить в контакт. Впечатление такое, что перед вами не дикий зверь, а собака, которая истосковалась по вниманию хозяина.

    – Они нас приветствуют, – рассказывает про своих питомцев Олег Трапезов. – Лисы перенимают собачье поведение, радуются людям. Им приятно, что пришли посетители, потому что играть им не с кем, а они хотят пообщаться. У этих лис доминирует ручное поведение, но в среднем из четырех только одна пригодна для дальнейшего разведения. Для выбора животного существует система тестов. Вот, например, берем палочку и просовываем в клетку. Этот зверь ручной, палку не кусает, но все равно ушел в сторону. А этот боится, отходит, проявляет осторожность. Этот интересуется, но в то же время вздрагивает. Это и есть изменчивость поведения, реакции на человека.

    Питомцы Института цитологии и генетики ведут себя, как собаки, не случайно. Максимальная схожесть с поведением лучшего друга человека – также одна из целей эксперимента. А на вопрос, зачем создавать такую лису, если уже есть собака, ученый ответил, что это поможет выяснить: а была ли вообще эволюция? Если была, то один вид превратится в другой, и мы получим «собаколиса». Самое удивительное, что в результате одомашнивания животные меняют окрас. А почему – загадка. В природе у животных почти не встречаются белые отметины, а лисы со зверофермы гордо носят эти пятна как бы в подтверждение того, что их приручил человек.

    – Изменчивость проявляется не только в поведении, но и во внешнем виде животных, – рассказывает Олег Трапезов. – Прежде всего это разнообразие окрасов: одна норка серая, другая белоснежная, третья в пятнах. Изменчивость это следствие мутации. В природе мутантные формы ослаблены, то есть большинство норок темные, а светлые зверьки не способны оставить потомство. Чарльз Дарвин говорил, что выживает не сильнейший, а тот, кто продолжает свой род. Животные с мутациями – это слабые представители своего вида. Перед нами стоит фундаментальная задача – изучить, почему природа оставляет не только сильных, но и слабых, и очень слабых особей. А с практической точки зрения, наша работа может выработать путь, по которому мы будем одомашнивать и других животных.

    Но почему же сильнейший не способен оставить потомство, и какие свойства нужны, чтобы выжить в естественной среде? В природе в жесткой борьбе выживают те, у которых лучше развита реакция страха. Страх – это сигнал, что нужно убежать, чтобы не тратить энергию на драку. Животному нельзя быть доверчивым, потому что можно попасться в капкан или другую беду. Поэтому самое спасительная реакция – охранное поведение, то есть страх. Агрессивные же животные, несмотря на силу, которая, кстати, не всегда сопровождает воинственный настрой, имеют больше шансов погибнуть, так как всегда найдется или тот, кто сильнее, или те, кто победят числом.

    Еще один интересный вопрос, который обсуждался на лекции, – определение степени «домашности» животного. Что происходит в результате доместикации с инстинктами зверя – они подавляются совсем или всего лишь «засыпают» до поры до времени? Если приручить животное, то есть взять дикого зверька, который остался без мамы, и вырастить его с младенчества, он будет ручным, а не домашним.

    – Пройдет время, и такая лиса может вас укусить, – говорит Олег Трапезов. – Вспомните историю Берберовых, которые выращивали льва. Когда он постарел, все его воспитание и дрессировка пропали, а осталось поведение дикого зверя, и он напал на ребенка, поэтому, конечно, диких животных дома держать нельзя. А что делать? Вести отбор, как говорил Дарвин. Мы выбираем наиболее ручных, поэтому у наших животных есть генетическая защита. А если к генетике добавить еще и воспитание, то получится отличный результат.

    Кстати, вопрос содержания диких животных в домашних условиях очень интересовал детей, а в конце встречи каждому дали подержать на руках лисицу. Как сказал один из участников мероприятия, Саша Басалаев из школы №165, ему все очень понравилось, он узнал, что у лис бывает очень разнообразный окрас, а на вопрос, зачем ученые проводят такие эксперименты, посмотрел несколько удивленно и поучительно ответил:

    – Для того, чтобы узнать, может ли дикая природа стать ручной!

    Алла АРШИНОВА

    Статья предоставлена Центром общественных связей СО РАН

    Фото М. Школьник

    09.08.2011, 04:45 Мария Школьник
    это правда. поэтому держать их можно только в частном доме во дворе.
    04.08.2011, 03:00 Айриш
    А правда, что лисы при домашнем содержании пропитывают квартиру таким амбрэ, что могут составитьконкуренцию десятку некастрированных котов?

    Другие статьи на тему

    Человек и общество
    О незабвенной Замире
    107 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество
    Корпус поточных аудиторий
    94 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество / Уроки безопасности
    Внимание: тонкий лёд!
    96 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество
    Весело и безопасно
    96 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество
    Вместо депутатов-иноагентов
    122 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество
    Главный в минздраве
    95 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24

    Популярное