Свет жизни
Свет жизни
Еще один участник разговора о духовном состоянии современного общества выступает со своей точкой зрения. Православная идея, которой лишь кратко коснулась в июньской публикации С. Чубченко (см. «Навигатор» N°23), получает дальнейшее развитие в статье автора, подписавшегося инициалами «Р.М.». Сожалеем, что печатаем его письмо с некоторым запозданием.
Свет жизни
Прочитал статью «Свобода и нравственность» Светланы Чубченко и решил откликнуться на призыв автора поделиться мнением по этой проблеме.
Итак, перед нами «потерянное» молодое поколение. Вопрос: кто и как его затерял? (Не само же оно потерялось?) Ясно кто – мы! Каким образом? А вот здесь дело сложнее.
Чубченко пишет, что будущее России – в укреплении православной веры, которая до революции служила идеологической основой Российского государства. Но, правда, атеисты могут возразить и даже попробовать предложить другой выход. Однако этот выход (если он действительно логичен) должен создать определенную идею общества, для нас – русскую идею. Тут мы выходим на другой уровень – поиск нашей, родной идеи.
Атеисты могут предложить только два варианта, которые в свое время были проведены в жизнь, но привели к ужасающим последствиям: диалектический материализм советского безбожия и игрушечный демократизм современности, который никак не подходит нашей матушке-России (об этом многие философы-славянофилы еще замечали). Зато у православных – тысячелетний опыт (кстати, в XIII-XIV вв. Русь в культурном отношении была чуть ли не выше по духу и глубине Запада). Да к тому же ясно, что вера сильнее доверия. Пример: два человека на общественных работах – православный и атеист (я имею в виду идеальных православного и атеиста). У кого из них будет больше усердия: у атеиста, работающего лишь за совесть (допустим, никто за ним не наблюдает), или у православного, который, следуя заветам Апостола Павла (ведь афоризм «кто не работает, тот да не ест» сказал он, а не Ленин), трудится усердно, как перед лицом самого Бога?
Кроме того, та любовь, которую проповедует Христос, и она одна, способна изменить сердца наших детей. Следовательно, русская идея – идея православия как основы, стержня всей русской нравственности и ментальности. Таким образом, было бы вполне логично всем вместе возрождать культурные традиции и сам дух православия.
И тут сама суть проблемы – как? Ведь большинство занято совершенно иными проблемами, и само нуждается в духовном руководстве.
Лично мне нравится, как делают православные священнослужители (не все, конечно): широко не разглагольствуя, они собирают пожертвования, строят Дома милосердия, посещают больных и заключенных, проповедуют и читают лекции в школах и университетах (я был на одной из таких лекций и заметил, что они весьма положительно влияют на человека). Нам бы надо с них пример брать. Но как? А. Хомяков писал, что главное на Руси – это чувство соборности и единения. Где оно сейчас? Не просто профсоюз или клуб любителей пива, а дружественный союз, основанный на любви христианской и пламенном желании спасти Отечество. Такое я видел только у православных. И они действительно что-то делают.
Для меня вывод очевиден – нужно приводить людей к вере в Бога, для чего надо и самому вести подобающий образ жизни, больше думать о вечности, тогда появится чувство ответственности и уже не будешь, например, ругаться и курить (тем более при ребенке). Поэт сказал:
Немногие для вечности живут,
Но если ты мгновенным озабочен –
Твой жребий страшен и твой дом непрочен.
А сейчас многие озабочены «мгновенным» – решают мировые проблемы, спорят на политэкономические темы, а в своей душе разобраться не могут. Может, давно пора прислушаться к старине Сократу, который, как говорят, написал на стенах дельфийского святилища: «Познай самого себя»? А лучше раскрыть хоть раз в жизни Евангелие и узнать, где мы можем обрести наше спасение. «Я свет миру, – говорил Христос, – кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8, 12).
Р. М.
Комментарии