Свет благодарной памяти
Свет благодарной памяти
В беседке под берёзами у ФИЦ ИЦиГ СО РАН 22 июня собрались несколько поколений учёных, готовых рассказать о вкладе их старших родственников в Великую Победу. Мероприятие, посвящённое Дню памяти и скорби, организовал профком института.
– Войну мы встретили в Белгороде. Отец сразу ушёл на фронт. Я, хоть и была мала, хорошо помню долгий путь нашей семьи в эвакуацию до Уфы. Там маме удалось обзавестись несколькими козами. Они давали молоко, а из пуха мама вязала какие-то вещи. Так мы и выживали. Вслед за советской армией-освободительницей двинулись на запад, осев в окрестностях Харькова. Отец служил где-то рядом, и, узнав, что мы близко, поспешил встретиться с женой и дочками. Я как старшая очень подозрительно отнеслась к мужчине в военной форме, которого успела забыть, – рассказала коллегам Галина Иосифовна Карасик.
Отец принёс с собой невиданную диковинку – цветные карандаши. Увлечённая подарком сестрёнка всё-таки пошла к нему на руки.
– Вернулась с работы мама, – продолжает вспоминать женщина. – Предложение отца перекусить она умело перевела на другую тему, а потом просто разрыдалась: дома ничего не было. Тогда отец взял какие-то специальные карточки и ненадолго ушёл. Вернулся с несколькими кирпичиками хлеба и американского сыра в жестяных банках. Тогда нам показалось это просто чудом, которое папа совершил для нас.
У Людмилы Петровны Кондриной – своя история.
– Когда нас спрашивали, кто у нас воюет, мы сразу отвечали: Шарик. Разлуку с любимой собакой, взятой у нас для военных нужд, вся семья переживала очень тяжело. Мы жили на берегу Волги в маленькой деревне. Нашим окном в большой мир была почтальонша тётя Дуся. Её все очень любили. До войны в своей огромной сумке она приносила письма, газеты – словом, была источником всего нового. В каждом доме её ждали, предлагали присесть, перекусить, а зимою – погреться у печки. Едва началась война, мы с братом стали замечать, что, куда ни придёт тётя Дуся, вся семья голосит навзрыд. Мы сразу перестали её любить и собирались даже как-нибудь отомстить ей. Но мама посоветовала сначала поговорить с Евдокией. Насмелившись, мы подошли и спросили, отчего в каждом доме так плачут при виде маленького бумажного треугольника. И она рассказала, что по долгу почтовой службы становится невольной виновницей этих слёз, принося в дома самые страшные новости о погибших мужьях, отцах, женихах, братьях. Так стояли мы посреди улицы и плакали втроём. Подошла наша бабушка – и тоже заплакала. А потом ещё собрались женщины – и тоже в слёзы… После этого все стали ещё сильнее любить и уважать нашу тётю Дусю.
В перерывах между воспоминаниями мужчины во главе с Михаилом Дмитриевичем Беляевым обсуждали события дней сегодняшних. Для ветерана института Инны Сергеевны Поповой это очень тяжёлая тема, ведь её военное детство прошло именно там, на Донбассе. Пережив такое, всегда надеешься, что этот ужас никогда не коснётся будущих поколений. Но…
– У мамы воевали пять братьев, когда она, хрупкая девушка, тоже пришла на призывной пункт. Сознательная комсомолка просто не могла в такое тяжёлое для страны время сидеть дома. Окончив интендантское училище, она прошла всю войну, в конце которой встретила своего будущего супруга. Сейчас в их дружной семье растёт уже четвёртое поколение детей, знающих правду о тех далёких событиях, – с гордостью заметила Светлана Ивановна Вершинина.
У Натальи Васильевны Бурмакиной воевали отец и дед. Оба прошли войну, не имея никаких нареканий по службе. А дядя стал генералом, начав воевать в чине младшего лейтенанта.
Низкий поклон вам и вашим семьям, дорогие учёные-биологи! Замечательно, что, несмотря ни на какие сложности, активисты профсоюза Евгений Левитес и Людмила Конопкина находят время и силы для проведения таких встреч.
С. Книжник
Комментарии