Студия «Поиск». Дайте ежику конфет!
Студия «Поиск». Дайте ежику конфет!
Дайте ежику конфет!
На прошлой неделе новосибирские телеканалы и страницы газет в один голос скандировали: «Детская мультипликационная студия «Поиск» заняла первое место на фестивале любительского кино «Петербургский экран» с мультфильмом от самых маленьких авторов! Дети еще не могут ходить и говорить, но уже умеют делать мультфильмы!». Находясь в такой географической близости от студии «Поиск», мы не смогли оставить эту сенсацию без комментария.
Начнем с того, что слухи о младенчестве авторов сильно преувеличены. Двух-трехлетние дети умеют не только ходить и говорить. Они способны на искреннюю радость и творческий восторг. В процессе создания мультфильма-победителя каждый ребенок прекрасно осознавал, что он делает мультик, если, конечно, не забывал об этом, не таком уж и необходимом, факторе для счастья маленького создателя. Родители приняли на себя роль наблюдателей, в крайнем случае – помогали добрым советом. Каждый свободный художник-аниматор сам решал, как и что ему делать и даже мог диктовать свою волю режиссерской группе – пятилетней Любе Жижиной и трехлетнему Андрею Иго. Так, например, один малыш, страстно влюбленный в машинки, сделал несколько пластилиновых моделек для картины, где действие происходит в глухом лесу. И, разумеется, они тоже пригодились, разъезжая по лесным тропкам – ведь все сделанное руками малышей должно обязательно попасть в мультик:
«В одной стране, синей-пресиней, черной-пречерной жили заколдованные зверюшки. Их заколдовала волшебница злая, чтобы они замерли, не бесились и не бегали, а спать ложились. Один ежик убежал.
Ежик: – Мне нужны волшебные печенюшки, чтобы расколдовать моих друзей...».
Пожалуй, главным достижением мультфильма стало то, что его маленькие создатели все время недолгой истории создания оставались свободными творцами. Ни педагоги, ни родители не перетягивали их на свою взрослую сторону, как это часто происходит в детской мультипликации, да и вообще в детской жизни. Конечно, ведь нужна организующая сила, идейный вождь! Поэтому, большинство взрослых, узнав о победах и успехах студии, сомневаются: «Что там за мультфильмы? Детское ли дело – создавать мультики? Разве не милее хохотать над обманутым волком или еще лучше – над бестолковым Томом? Ведь там работали профессионалы». Этот спорный вопрос мы оставим для другой статьи. Авторы нашумевшего «Ежика» не пытались на него ответить.
Несмотря на довольно быстрый выход мультфильма в свет (два месяца), его создание не было самоцелью. Произведение создавалось спонтанно и вовсе не обещало стать мультфильмом. Главное, чего хотели добиться Юлия и Владимир Иткины – научить детишек создавать свой мир и радоваться ему. Показать, что не все деревья из веточек, листьев и кусочков коры создал Бог, что еще очень много коры и листьев он оставил ребятам. Малыши не просто лепили героев и декорации, соединяя пластилином различные природные материалы, – они видели, как то что еще недавно принимало смутную форму в их руках, вдруг оживало и двигалось на экране. Оно говорило человеческим голосом и требовало волшебных печенюшек. Дети протягивали ежику волшебные крекеры и сами угощались. За компанию. И, конечно же, когда печенье закончилось, волшебница снова заколдовала зверюшек, и ежику срочно понадобились волшебные конфетки.
Книги и кино зачастую заставляют нас совершить специальное усилие, чтобы погрузиться в литературное пространство, всегда почему-то яркое и затягивающее. Даже если главный герой романа листает ту же самую книгу, что и мы, и точно так же, почесывает правое ухо, мы все равно испытываем радостное погружение «туда» и остро чувствуем шероховатую грань, отделяющую сказку от реальности. Большинство детей, напротив, разговаривают с невидимыми драконами и перед сном рассказывают о том, что на луне живет большая черепаха. Действительно непонятно, какой глупец поделил весь мир на то, что внутри человеческой головы – иллюзию и то, что вокруг нее – реальность? Разве настенные часы становятся менее реальными от того, что снаружи этой стены, у подъезда, припаркована чья-то машина? «Неужели ты такая взрослая выросла, что не понимаешь этого?» – сказал мне однажды семилетний сын. На самом деле взрослые все понимают. Просто им нужны волшебные конфетки.
Мария ШКОЛЬНИК.
Комментарии
Академгородок, микрорайон "Щ",
бульвар Молодежи, 15 "а",
телефон вахты 32-03-49
Очень много читала про детскую киностудию, а вот где она находится? Очень хотелось бы знать, а то уже ребенок подрастает.