Спасибо за этот день!
Спасибо за этот день!
Спасибо за этот день!
Не помню, чтобы отец рассказывал о войне. Сейчас задаюсебе вопрос: почему мы с братом, родившиеся в мирное время, не слышали еговоспоминаний? И, кажется, нахожу ответ: пережив ужас этого страшногокровопролитья, он даже в воспоминаниях не хотел проживать его снова.
О каких-то эпизодах мы слышали от мамы и другихродственников. Они и запомнились так, как были восприняты в детские годы, – сокраской романтического героизма или с ноткой трагического звучания.
…Когда началась война, отцу едва исполнилосьсемнадцать. Вместе с двоюродным братом (оба были одного возраста и носили одноимя – Николай) он пришел на призывной пункт с просьбой отправить на фронт. Юношамотказали: «Приходите, когда будет 18 лет».
В начале Великой Отечественной фашистские войсканаступали стремительно и скоро оккупировали часть Калининской (ныне Тверской)области. Пришел враг и в родную деревню отца. Немцы собрали ее жителей в бане иедва начали зачитывать какую-то бумагу, как через окно в помещение влетела…граната! Все переполошились и разбежались. Вскоре выяснилось, что это былавсего-навсего деревянная толкушка для картошки и в ее расщелину засунут горящийокурок. А забросили ее в баню два брата.
Что ожидало их, понимали все. Первой беду почуяла мамамоего отца. Она быстро спрятала ребят на сеновале, приготовила кой-какую еду иночью проводила их в сторону линии фронта. Пройдя несколько километров, онипопали в расположение наших войск. Назад их уже никто не отправил… А маманесколько раз переходила линию фронта, чтобы повидать сыночка и покормить егочем-нибудь домашним.
Помню, в домашнем архиве долго хранилась пожелтевшаявырезка из местной газеты с заголовком «Так воюют наши земляки». В ней рассказывалосьо боевом эпизоде, в котором отец проявил мужество, отвагу, смекалку, сохранивжизни многих бойцов, за что был награжден орденом Красного Знамени. Заметку длягазеты прислали с фронта.
Отец прошел войну до конца. Вернулся непокалеченным взвании лейтенанта. Правда, был контужен, но инвалидность ему дали только в годыперестройки.
До сих пор влажнеют глаза, когда в памяти всплываетрассказ о том, как молодой фронтовик-победитель подходил к своей деревне, асельчане возвращались с кладбища, только что похоронив его маму. И какнесколько человек удерживали его, потому что он хотел раскопать могилу, чтобы впоследний раз увидеть родное лицо…
День Победы в семье был святым праздником. Всегдаприходил брат и однополчанин отца дядя Коля. Они поминали погибших друзей-товарищей,а потом пели фронтовые песни. Отец аккомпанировал на баяне. Мы с братом, затаивдыхание, вслушивались в слова:
– Медсестра дорогая Анюта, – начинал один.
– Подползла, прошептала: «Живой…» – подтягивал другой.
И у обоих по щекам катились слезы. Мне кажется, чтопопулярную песню «День Победы» народ полюбил не только, а точнее, не столько замузыкальный ритм, сколько за пронзительно точные слова: «Это праздник сослезами на глазах».
А потом братья выходили на улицу (уже без баяна) и,обнявшись, продолжали петь. Здорово у них получалась песня «Три танкиста», хотяк этому роду войск они прямого отношения не имели – были пехотинцами.
Так они отмечали 9 Мая на протяжении долгих лет, покане стали давать о себе знать болезни. Оба не были изувечены, но суровыефронтовые будни не прошли бесследно.
Когда в стране отмечалось 40-летие Победы, я уже жила вАкадемгородке, за тысячи километров от своих родных. Видно, к этому временипришло четкое осознание подвига, совершенного поколением моих родителей. И япослала отцу телеграмму с короткой фразой: «Спасибо за этот день». Потом мнерассказывали, как тронули его эти слова… Он носил этот телеграфный листок вкармане и при случае показывал его.
Нынче мы отмечаем 62-й День Победы. Отца уже нет вживых. А его ровесникам исполнилось 83 года. Фронтовиков теперь мало среди нас,шагнувших в XXI век. Им мы обязаны тем, что живем.
Нашим победителям – живым, павшим в боях, умершим отран и болезней – говорю те же слова, что написала когда-то отцу: «Спасибо заэтот день!»
Валентина РУДНЕВА
Комментарии