• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 20:54 пятница, 29 марта
    Академгородок:
    Пробки: 3 балла
    29.03.2024
    USD: 92.26
    EUR: 99.71
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • "Солнечная мама"

    "Солнечная мама"

    Эта удивительная женщина излучает счастье и жизнелюбие. Солнечные символы, воплощенные в дереве, камне, ткани, бересте, будто оживают под ее умелыми руками.

    Вместе с художником-реставратором Эльвирой Александровной Скорыниной проходим по залам Музея Солнца, и через древнюю символику я приоткрываю для себя страницы мировой истории. Оказывается, солнечные знаки окружают нас повсюду: в плетении кружев, резьбе по дереву, ковроткачестве.

    ДИНАСТИЯ ХУДОЖНИКОВ

    В одном из залов Эльвира Александровна представила фотовыставку к своему юбилею. На ватманах – фотографии, отражающие важнейшие этапы жизни. Вот она студентка, реставратор, преподаватель в клубе «Солнечный»… А вот – совсем маленькая девочка рядом с мамой.

    – Родилась я в Нижнем Тагиле, – рассказывает Эльвира Александровна. – Мама рано умерла. Вскоре на войне погиб отец, и мы с сестрой остались на попечении маминых родителей.

    На фотографии начала XX века – пожилой человек, похожий на Чехова. Это дедушка по отцовской линии, Александр Андреевич, создававший декорации для заводского театра города Очёр. «Его ажурная березовая роща, вырезанная из полотна и искусно раскрашенная, на сцене выглядела живой», – так пишут на сайте Очёрского народного театра. Брат отца тоже занимался резьбой по дереву – украшал дома.

    ЗНАКОМСТВО С АРХЕОЛОГИЕЙ

    В 1951 году Эльвира стала студенткой Уральского училища прикладного искусства (УУПИ).

    – Мы учились на лепщиков, создающих архитектурные «излишества»: капители, колонны, потолочные рельефные орнаменты. Но в 1953 году Хрущёв все украшения отменил. Поэтому в оставшиеся три года нас учили на скульпторов по облегченной вузовской программе.

    Затем еще 6 лет девушка обучалась в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. Мухиной. Там и приобщилась к археологическим раскопкам.

    – Одна из дипломниц нашего учебного заведения предложила поехать вместо нее в экспедицию. Так я оказалась в Закарпатье, где в качестве художника работала с доктором исторических наук, профессором Ленинградского университета Марией Александровной Тихановой. После возвращения из экспедиции она, научный сотрудник Института археологии города Ленинграда, предложила мне подрабатывать у них.

    Эльвира стала реставрировать керамику: выдерживала фрагменты в соляной кислоте, отмывала, сушила, подписывала, склеивала из них сосуды. Работа пришлась по душе, да и деньги оказались очень кстати, ведь помогать ей было некому. Но из-за сложностей с жильем работу реставратора пришлось оставить.

    «ЗАТО ЭТО ИНТЕРЕСНО!»

    По распределению молодой скульптор попала в Новосибирск, ее принял на работу авиационный завод им. Чкалова.

    – Иван Архипович Салащенко, возглавлявший предприятие в 1962 году, мечтал, чтобы на территории был уютный сад с фонтанами и площадками для отдыха. Чтобы его создать выписывали скульптуры из Москвы. Многие из них были в плохом состоянии, мне пришлось их реставрировать, красить...

    Через год было образовано конструкторское бюро, которое занималось созданием образцов продукции для предприятий электропромышленности Западной Сибири. Эльвиру приняли на работу в качестве художника-дизайнера, где она рисовала эскизы изделий, которые передавали конструкторам для наполнения механизмами. Однако в работе было много проблем: не хватало ни художников, ни современных материалов. А бюро нужно было как можно быстрее выпускать продукцию…

    И, как часто бывает, всё решил случай. Эльвире Александровне подарили книгу выдающегося советского археолога Алексея Павловича Окладникова «Олень золотые рога», где ученый рассказывал о древних наскальных рисунках, открытых в восточных районах России и Монголии. Повествование настолько захватило художницу, что она уволилась из конструкторского бюро и поехала в Академгородок.

    – Когда пришла в Президиум СО РАН, меня сразу направили к академику Окладникову. Ученого впечатлило, что я училась в Ленинграде и участвовала в экспедициях под руководством Тихановой, которая была его приятельницей. И хотя теряла в зарплате, согласилась на новую работу: интересно!

    Много лет она трудилась в Институте археологии и этнографии СО РАН, была участником археологических отрядов по Сибири и Дальнему Востоку, руководила работами по исследованию памятников истории в долине реки Елангаш на юге Горного Алтая, оформляла публикации о наскальных рисунках, выступала соавтором научных изданий. После выхода на пенсию занялась созданием украшений, а также передавала свои знания детям – вела кружок художественной бересты в подростковом клубе «Солнечный». Сейчас она научный сотрудник Музея Солнца.

    – Эльвира Александровна – душа нашего учреждения. Благодаря ее богатейшему опыту коллекция изделий из дерева стала настоящим Музеем Солнца, – говорит арт-директор Юрий Дрёмин.

    – Мы называем ее солнечной мамой, – подтверждает директор Музея Счастья Ирина Некрасова. – Более жизнерадостного и оптимистичного человека трудно найти.

    И с этим невозможно не согласиться.

    Юлия КАРПЕНКО

    Фото автора

    30.01.2012, 08:44 Юлия Карпенко
    Любовь,
    филиал Музея Солнца находится в селе Баштала Усть-Коксинского района Республики Алтай.
    29.01.2012, 07:42 Демидович Любовь
    Скажите где находится филиал музея Солнца?

    Другие статьи на тему

    Человек и общество
    От мечты – к реальности!
    230 0
    "Навигатор" № 12 (1434) от 29.03.24
    Человек и общество
    Самоорганизация и объединение – важные элементы прогресса общества
    1435 2
    "Навигатор" № 12 (1434) от 29.03.24
    Человек и общество
    Наградили педагогов
    197 0
    "Навигатор" № 12 (1434) от 29.03.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Я поэт-реалист!»
    142 0
    "Навигатор" № 12 (1434) от 29.03.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Как мужу «выйти из декрета»
    156 0
    "Навигатор" № 12 (1434) от 29.03.24
    Человек и общество
    Весна разбудит клещей
    202 0
    "Навигатор" № 12 (1434) от 29.03.24

    Популярное