Солдат, ставший генералом
Солдат, ставший генералом
Трудовой путь Николая Иннокентьевича КОНОВАЛОВА кажется взятым из старых советских фильмов. Придя молодым парнем в профессиональное училище №55, он и не думал, что когда-нибудь будет им руководить.
Родился Николай в Красноярском крае, в поселке Филимоново, известном многодетными семьями. Семья Коноваловых тоже была большой. В ней появились на свет 14 детей, но выжили не все: уровень жизни в сельской местности в военное и послевоенное время оставался очень невысоким, малыши умирали от голода и болезней. Глава семьи, Иннокентий Никифорович, был водителем, мама, Анна Андреевна, занималась домом и детьми. У всех ребятишек были обязанности по хозяйству: работали во дворе, в пригоне и огороде. Начиная с четвертого класса, трудились летом на местном молочно-консервном заводе, зарабатывая себе на школьную форму.
Окончив школу, Николай поступил в сельхозинститут, но отец остался крайне недоволен тем, что сына-студента не призовут в армию, служба в которой считалась в семье обязательным этапом жизни любого парня.
Уйдя после первого семестра из вуза, Николай обратился в военкомат. Служил в ракетных войсках на территории ГДР. Демобилизовавшись, поехал на строительство Академгородка. На стройках требовались сварщики, и он решил получить эту специальность в ГПТУ №55. Замечательный мастер Александр Константинович Дрынкин был добрым другом и наставником молодежи, видел и развивал лучшие качества: самостоятельность, творческие и организаторские способности. Именно он рекомендовал администрации училища взять молодого выпускника Николая Коновалова воспитателем в общежитие.
– Первое, что хотелось сделать, – улучшить убогий общежитский быт и изменить потребительское отношение студентов. Способ для этого был только один: укреплять материальную базу своими силами. К училищному имуществу, которое собирали своими руками, обитатели общежития стали бережнее относиться, – вспоминает сегодня Николай Иннокентьевич.
Теперь появилась возможность устроить личную жизнь. Свою единственную любовь, одноклассницу Веру, он привел в комнату частного дома, снятую в Новом поселке. Создавали семейный уют с нуля: у молодого мужа не было ничего, кроме перьевой подушки. На 90 рублей воспитательской зарплаты понемногу приобретали необходимую домашнюю утварь. Спустя некоторое время молодые переселилась в общежитие, а Николай Иннокентьевич стал мастером электросварки. Коновалов очень подходил для этой работы. Уяснив с детства, что главное в жизни – это труд, он активно вовлекал воспитанников и своего 12-летнего сына в разнообразные сферы деятельности, создавал строительные отряды, работавшие в НСО и Краснодаре.
В 1984 году уходит на пенсию директор училища Евгений Михайлович Попов. На его место избирается Василий Дмитриевич Казанцев. С этого времени Николай Иннокентьевич становится заместителем директора по учебно-производственной работе, а с 2007 года по рекомендации Казанцева переходит на должность директора.
– Так судьба распорядилась, что и в юности, и в зрелом возрасте меня окружали хорошие, человечные люди, опытные наставники, готовые помочь и в малом, и в большом деле, – рассказывает руководитель училища.
Сесть в директорское кресло ему довелось в непростое для всей системы профобразования время. В работе с подрастающим поколением педагогам приходится сталкиваться с целым рядом несогласованностей, несовершенством законодательной базы и отсутствием средств на многое из того, что требуется для организации нормального учебного процесса.
– В советское время существовала система базовых предприятий, где учащиеся проходили производственную практику и имели возможность трудоустроиться после получения диплома. На предприятиях за молодым специалистом закреплялся наставник. Была отлажена система работы со школами, приводившими своих учеников в профтехучилища с целью профориентации. Наши выпускники устраивались на работу в РСУ СО РАН или Сибакадемстрой, селились в общежития, потом получали «малосемейку», а затем квартиру в новом доме. Сегодня всего этого нет, – с сожалением констатирует директор.
После введения подушевого финансирования в школах в училище стали идти еще меньше. Немало способствуют этому и многие родители, которые ориентируют сыновей и дочерей только на получение высшего образования.
Современный работодатель не заинтересован в развитии единой системы подготовки кадров. Распространенная теперь система аукционов приводит на новосибирские строительные объекты иногородних, часто московских подрядчиков, которые нанимают рабочих в ближнем зарубежье из-за их непритязательности в зарплате.
Во многих семьях не приучают подростков к труду. Абсурдные изменения в области охраны труда узаконивают молодежное тунеядство: по закону недопустима работа подростка в возрасте до 18 лет у станка, с пищевым оборудованием и на высоте свыше одного метра. Чему и как можно научить специалиста при соблюдении этих утопических норм?
– В процессе воспитания, без которого просто невозможно образование, мы сталкиваемся с тем, что у ребят отсутствуют элементарные навыки культурного общения. Многие юноши и девушки нецензурно выражаются, курят на территории училища. Ужасает и отсутствие скромности, целомудрия. Среди молодежи популярны так называемые гражданские браки, кратковременные, ни к чему не обязывающие интимные отношения, – делится переживаниями Николай Иннокентьевич.
Рассказал директор училища и о перспективных планах, которых, в противовес проблемам, тоже немало:
– Государственный заказ на 125 первокурсников мы выполнили. В июне будущего года состоится первый выпуск группы специалистов сухого строительства. Дополнительно к профессии строительного плотника планируем добавить специальность сборщика корпусной мебели. Эти полезные навыки уже получают наши столяры в качестве бесплатного дополнительного образования. Став учреждением среднего профессионального образования (СПО), мы сможем выпускать технологов сварочных работ и кулинарного производства. Программа коммерсантов в торговле уже сегодня считается лицейской. Выпускники, обучавшиеся по ней, поступают сразу на второй курс профилирующего вуза. Популярная сегодня идея интегрирования среднего и начального профессионального образования, несомненно, имеет рациональное зерно, но в интересах ребят необходимо сохранить систему начального профобразования как самостоятельную единицу.
5 декабря Николай Иннокентьевич отметит 60-летие. Пожелаем ему здоровья и энергии для реализации новых проектов!
Светлана КНИЖНИК
Фото автора
Комментарии