Сила невыдуманного
Сила невыдуманного
Завершился XV международный фестиваль документальных фильмов «Встречи в Сибири», проходивший в рамках масштабного празднования 75-летия Новосибирской области.
На этот раз в кинофоруме, давно ставшим ярким явлением культурной жизни не только нашего города, но и сибирского региона в целом, приняли участие кинематографисты из Германии, Дании, Голландии, Швейцарии и России. Большой интерес вызвали новый фильм режиссера Бориса Хлебникова «Пока ночь не разлучит», круглый стол «Документ и игра – антиподы?» и две большие программы зарубежного кино: «360 градусов, или Умники, меняющие жизнь» и «Год Германии в России».
Фестивальную подпрограмму «Новосибирск в лицах» составили работа Раисы Ерназаровой «Вечное движение» о молодых ученых-физиках Академгородка и картина Павла Головкина «Наследник», рассказывающая о математике Семене Кутателадзе. К сожалению, в день показа эта подпрограмма оказалась сокращена более чем наполовину: фильм «Вечное движение» не демонстрировался вовсе, вместо него зрители увидели другую фестивальную картину, не состоялась и объявленная заранее творческая встреча с двумя новосибирскими режиссерами.
В отсутствие Павла Головкина, автора сценария и режиссера «Наследника», фильм представил публике оператор Петр Сиднев: «Мне довелось посмотреть только черновой вариант монтажа. Сложится картина, не сложится – волнуюсь всякий раз. Герои нашего фильма – люди необыкновенные. Академики, да еще и математики – далеко не каждому ясно, из чего состоит их уклад жизни. Но время, проведенное в кругу наших ученых, и особенно поездку в Петербург, вспоминаю с большим удовольствием. Кстати, почти тридцать лет назад, в 1984 году я снимал вручение звезды Героя Соцтруда академику Самсону Семеновичу Кутателадзе, а в этом фильме главное действующее лицо – его сын, Семен Самсонович, известный ученый, доктор наук».
Участниками этой картины стали и другие деятели науки – ректор НГУ (1982-1985), директор Института теплофизики (1986-1997), один из любимых учеников Кутателадзе-старшего, а ныне академик РАН, лауреат Госпремии СССР Владимир Накоряков, профессор американского университета Аризоны, а в недавнем прошлом директор Института теоретической физики имени Ландау, академик РАН Владимир Захаров, лауреат Госпремии СССР, ученый-математик, академик РАН Александр Боровков, ученый-физик, академик РАН Алексей Ребров, еще один известный математик, академик РАН Юрий Решетняк, а также дочь и внук Семена Самсоновича. Несколько раз на кадрах кинохроники мы видим и Самсона Семеновича Кутателадзе…
В сюжете этой документальной ленты – сбор подписей новосибирских ученых с мировым именем под письмом, требующим отменить постановление Президиума Академии наук СССР, объявившего в 1936 году прославленного математика Николая Николаевича Лузина «ученым врагом в советской маске». В финальных титрах сообщается, что точка в этой истории еще не поставлена…
Историю создания фильма сразу по окончании фестиваля рассказал сам Павел Головкин:
– В сезоне 2008-2009 годов на областном телевидении наша съемочная группа делала проект «Звездное небо». Каждый его выпуск был посвящен тому или иному яркому человеку из области культуры или науки. Одним из наших героев стал и Семен Самсонович Кутателадзе. Он, конечно, человек совершенно замечательный. И не просто чрезвычайно умный или талантливый, но с исключительной способностью видеть несправедливость и неправду. И мгновенно на них реагировать, что сегодня встречается довольно редко. Когда осенью 2010 года директор Западно-Сибирской киностудии предложил мне подать заявку на производство документального фильма в Министерство культуры, я подумал о Кутателадзе. В министерстве согласились, производство длилось около полугода, включая несколько дней съемок в Петербурге, откуда Кутателадзе родом. Конечно, говорить о том, что в этих 52 минутах мы передали большинство нюансов личности героя – невозможно. К сожалению, любой фильм беднее жизни. А конкретную тему подсказало естественное развитие событий – Семен Самсонович в тот момент бился, чтобы Академия наук отменила свое отвратительно несправедливое постановление об академике Лузине. Отвратительно несправедливое, потому что очень большая часть российской математической школы и ее достижений зиждется именно на Лузине.
«Наследник» – шестая картина, снятая Павлом Головкиным, выпускником гумфака НГУ, ставшим в 2007 году лауреатом премии «ТЭФИ-Регион» в номинации «Документальное кино». Его предыдущие четыре фильма собрали россыпь призов на различных российских и международных кино- и телефорумах.
– К слову о наградах, – улыбается Павел. – Лет пять назад я был очень нацелен на признание и мечтал получить призы на каждом фестивале Земли. Сейчас мне это уже не кажется важным. Один из самых больших призов в моей профессии – люди, которые внутри уже навсегда остаются с тобой. Это не просто общение или дружба. Это состояние, когда доверие и эмоции достигают такого уровня, что из тебя уже не уйдут.
Академгородок, к счастью, предоставляет возможность такого взаимопонимания между людьми. Он еще обладает целым созвездием людей колоссальной эмоциональной и интеллектуальной высоты, от которых можно научиться тому, что мир нужно защищать и попытаться сберечь. И это, кстати, так или иначе получается у Кутателадзе. Он ведь не просто «борется». Он отстаивает планку, которую ему передали – его род, его учителя и история людей. И чему в борьбе у него можно поучиться, так это умению «не размахивать крыльями», а рационально работать, как целая хорошо сбалансированная дипломатическая миссия и микроразведка с отличным аналитическим отделом. Во многом именно поэтому у Кутателадзе благие намерения увенчались полным успехом, что совершенно исключительно для России, где тысячи людей, которые должны по всем законам справедливости победить, – проигрывают. Та колоссальная работа, которую он проделал, тот отзыв, который она нашла у массы порядочных людей по обе стороны Атлантики («наследники» школы Лузина есть и в США) привели к тому, что Российская академия наук в 2012 году действительно отменила постановление о Лузине. За все была заплачена очень большая эмоциональная цена. И тем более здорово, что это получилось.
В своей новой работе, на мой взгляд, Головкин несколько злоупотребляет вниманием зрителя. 52-минутный фильм слегка затянут пейзажными перебивками – нам словно навязывают архитектурные красоты Петербурга и виды по-прежнему дивной природы родного Академгородка. Совершенство окружает нас, но сделать близкими идеалу, увы, не способно. Творить себя и мир вокруг каждому приходится самостоятельно, величье и силу человеческой души не передашь по наследству. Но рассказать потомкам, в чем смысл существования вечных ценностей, – дорогого стоит.
«С возрастом увеличивается зона ответственности человека», – говорит с экрана Семен Самсонович Кутателадзе. С этим трудно поспорить. Но подумалось вот о чем. Производить приятное впечатление «на камеру» могут все. Куда сложнее успевать фиксировать подлинные порывы души, исследовать их мотивы – в этом смысле документальное кино переживает не лучшие времена. И все-таки рождаются фильмы, в которых нам показывают людей, не разделяющих правильные слова с высокими поступками.
Юрий ТАТАРЕНКО
На снимке: Семён Кутателадзе
Комментарии