• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 01:41 пятница, 22 ноября
    Академгородок:
    Пробки: 0 баллов
    22.11.2024
    USD: 100.68
    EUR: 106.08
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • «Сидя в кабинете, правды не напишешь!»

    «Сидя в кабинете, правды не напишешь!»

    «Сидя в кабинете, правды не напишешь!» Роман СЕНЧИН родился в Кызыле в 1971 году. Выпускник Литинститута, он стал одним из сильнейших прозаиков поколения тридцатилетних. Лауреат премии «Эврика», премий журнала «Знамя» и газеты «Литературная Россия», автор книг: «Минус», «Нубук», «День без числа», «Ничего страшного», «Рассыпанная мозаика» и других. В эти дни Сенчин принимает участие во всероссийской акции «Литературный экспресс», которая стартовала из Москвы, а 4 октября делала «остановку» в Новосибирске.>>>


    Роман СЕНЧИН родился в Кызыле в 1971 году. Выпускник Литинститута, он стал одним из сильнейших прозаиков поколения тридцатилетних. Лауреат премии «Эврика», премий журнала «Знамя» и газеты «Литературная Россия», автор книг: «Минус», «Нубук», «День без числа», «Ничего страшного», «Рассыпанная мозаика» и других. В эти дни Сенчин принимает участие во всероссийской акции «Литературный экспресс», которая стартовала из Москвы, а 4 октября делала «остановку» в Новосибирске.

     

    – От Москвы до Владивостока неделя пути, а с учетом остановок в 16 городах путешествие может занять около месяца. Чего вы ждете от этой поездки?

    – В акции задействовано 40 писателей – 4 бригады по 10 человек, и каждой достанется 4 города. К примеру, от Екатеринбурга до Красноярска едет команда Воскобойникова, а дальше нас сменят Быков, Веллер, Прилепин и другие. Должен сказать, я довольно редко участвую во встречах с читателями. Считаю, их не должно быть очень много. Это не инструмент для расширения читательской аудитории. Но подобные мероприятия эмоционально обогащают писателя. Сидя в кабинете, нельзя написать настоящее.

    – Судя по вашим книгам, жизнь вы, безусловно, знаете. Приведу слова известного критика Ирины Роднянской: «Сенчин как заразы боится литературной лжи и может писать единственно о том, что знает подлинно. А это единственное – его собственная душа с ее внешними проявлениями и внутренними движениями». Но вот после вашей прозы начинаешь сомневаться, а есть ли «свет в конце тоннеля»…

    – Я пишу о том, что интересно мне. Чтобы написать «Алые паруса», надо стать мудрым человеком. Писатель только ставит вопросы. А выход ищут не в голове. Рациональных писателей не могу читать.

    – В писательском поколении тридцатилетних очень ярко проявили себя «четыре мушкетера» – Захар Прилепин, Денис Гуцко, Сергей Шаргунов и Роман Сенчин. Вы дружите между собой? Возможна ли вообще писательская дружба?

    – У нас хорошие отношения. Но знаю, многие писатели избегают общения друг с другом, чтобы не потерять объективного восприятия авторского текста. Со знакомыми прозаиками мы пару раз в году встречаемся, выпиваем, но говорим не о литературе.

    – Что лично вам дали годы обучения в Литинституте? И можно ли выучиться на писателя?

    – Все шло своим чередом. В детстве я подражал героям Жюля Верна, Вальтера Скотта. Увлекался историей, хотелось путешествовать. Но потом мне стало интересно описывать то, что происходит в школе, на улице. Сначала тексты никому не показывал, стеснялся. Рассказы мои по жанру были далеко не сказочные, но их стали печатать в абаканских газетах. Позже пошли письма в редакцию, стали приходить люди с откликами, и я узнал, что написанное мною может иметь резонанс, вызывать ответную реакцию. И в 1996 году тувинская поэтесса Наталья Ахпашева посоветовала мне отослать несколько рассказов на творческий конкурс в Литинститут. Я поступил в мастерскую Александра Рекемчука, у которого же и проработал ассистентом на следующем наборе.

    – Много ли ваших однокурсников состоялись как писатели?

    – Очень многие не доучились. Были и у меня мысли бросать институт. Видите ли, в чем дело… С одной стороны, это хорошая стартовая площадка для молодого писателя. А с другой – Москва ведь сильно выхолащивает.

    – Я к этому и клоню. Лирический герой большинства ваших произведений, молодой человек около тридцати лет, на мой взгляд, весьма близок к личности автора. Рассказать о проблемах людей своего поколения требует немалого мастерства. Однако серьезной задачей серьезного художника является создание нового архетипа в искусстве. Но вот новых Тимуров и Корчагиных, Базаровых и Обломовых в современной литературе не появляется. Так что же, писатели бросили это бесперспективное занятие, сделав выбор в пользу перманентной рефлексии?

    – Ну почему, я как раз работаю над созданием литературного героя из нашей жизни. Просто должно пройти время, чтобы возникла известная степень отстранения – осмыслить и ситуацию, и свою писательскую реакцию на нее. Еще совсем недавно реалистическая манера письма чуть не пропала, а сейчас она не то что бы побеждает, но удачно сосуществует с фантастикой и детской литературой. Решается и вопрос формы. Нынешнее время – для рассказов, и писательские удачи случаются в основном там. Романы же зачастую выходят натужные. А издательства отдают предпочтения именно романам. Хотя Захар Прилепин получил премию «Национальный бестселлер» как раз за свой сборник рассказов «Грех», вышедший после двух нашумевших романов – «Патологии» и «Санькя». Думаю, однако, эту премию ему присудили по совокупности. Но он ее достоин.

    – Расскажите о других ваших литературных предпочтениях.

    – Среди людей пишущих лучше всего я воспринимаю поколение своих сверстников. Илья Кочергин – он пишет немного, но все вещи пронзительные. Денис Гуцко – не все у него ровно, но повесть «Там, за реками Вавилона» мне очень нравится.

    – Вы назвали молодых. А из старой гвардии кто вам интересен – Приставкин, Толстая, Маканин?

    – Мой любимый писатель – Чехов. Читаю для души и Леонида Андреева, и Шукшина. Недавно перечел «Мертвые души» – как будто поел жирный борщ. Густой слог у Гоголя. Что же касается наших современников… Может быть, через пятьдесят лет по роману Владимира Маканина «Асан» и будут изучать историю чеченской войны, но сегодня я верю Прилепину, а Маканину не верю.

    – Московские и сибирские писатели не знают друг друга. Как на вас сказывается разрыв литературного пространства?

    – Я не считаю, что автор должен навязывать себя публике через шоу, участвовать в кулинарных программах, чтобы стать популярным. Дело писателя – писать. А пиаром тоже можно заниматься по-разному. Прилепин стал известным на всю страну через свою общественную и политическую деятельность. Сейчас он в лидерах продаж и продолжает писать, и много. Дай ему бог не потерять чувства меры и вкуса. У всех на слуху и другое имя – Сергей Минаев. Но это не писатель, а этакий литературный проект. Думаю, без соответствующей рекламы у него была бы значительно меньшая читательская аудитория.

    – В Москве вы автор с именем. А есть ли на вашей родине, в Туве или Хакасии, фан-клуб Романа Сенчина?

    – Для меня подобная форма общения неприемлема. Но это не значит, что я игнорирую мнение людей, живущих за пределами Садового кольца. В прошлом году в Минусинске весьма бурно прошла встреча с читателями, где мне высказали претензии по поводу того, как неприглядно я отобразил город, в котором прошла моя юность.

    – А я думал, в Минусинском театре, где вы некогда служили монтировщиком сцены, вам заказывают пьесы! Насколько актуальна для вас возможная смена жанра, попытка переключения в драматургию, поэзию или, может быть, в детектив?

    – Пьес я написал уже несколько штук, но они, скорее, для внутреннего пользования. На них я отрабатывал технику диалогов. Стихи пишу, когда в душе что-то щелкает. Если считать поэзией тексты песен, то могу сказать, что пишу для рок-группы «Плохая примета», которая базируется и выступает в основном в Питере. Что же касается детектива, то я бы хотел написать что-нибудь в этом жанре, но в голове пока нет соответствующего динамического сюжета.

    Вы из плеяды молодых прозаиков. У вас нет желания написать роман о поколении next – про нынешние модные молодежные направления, например эмо?

    – Я пробовал разобраться, что из себя представляет это движение, но мне это не удалось. А вот панкам и хиппи в известной степени симпатизирую.

     

    Юрий ТАТАРЕНКО


    Другие статьи на тему

    Человек и общество
    О незабвенной Замире
    102 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество
    Корпус поточных аудиторий
    90 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество / Уроки безопасности
    Внимание: тонкий лёд!
    92 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество
    Весело и безопасно
    91 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество
    Вместо депутатов-иноагентов
    116 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество
    Главный в минздраве
    91 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24

    Популярное