Школьный психолог
Школьный психолог
Школьной психологической службе Советского района исполнилось 20 лет. Современные педагоги и родители даже не представляют, что еще два десятилетия назад психолога в школе не было вообще, либо он был большой редкостью.
Татьяна Александровна Ильина своего рода первопроходец в этой принципиально новой для образования деятельности.
В конце 80-х годов психологию преподавали в виде специализированного курса в процессе профессионального обучения педагогов и медиков. «Этику и психологию семейных отношений» пытались читать старшеклассникам средних школ. Для остальных психология была чем-то непонятным, заимствованным из-за разрушенного «железного занавеса», а потому совершенно чуждым. Но время менялось, и постепенно возникла внутренняя потребность перемен в процессе образования.
Татьяне Ильиной и ее однокурсникам очень повезло с преподавателем. Из Санкт-Петербурга приехал Петр Ермолаевич Рыженков, открывший специализированный факультет в НГУ. Учиться было нелегко из-за отсутствия пособий и достаточного количества литературы. Кроме того, у обучающихся то и дело возникали конфликты в семьях из-за резкого скачка личностного роста и развития, которое чаще всего воспринималось близкими в штыки. Но родные Татьяны отнеслись к ней с пониманием, увидев, что это то дело, в котором она сможет максимально реализовать себя. Девушка с детства стремилась помогать людям, еще ребенком она постоянно и с большим успехом мирила поссорившихся подруг.
И вот в школы нашего района пришли 10 психологов. Далеко не во всех коллективах однозначно понимали роль такого специалиста и суть его работы. Очень долго людям приходилось выполнять какие-то совершенно нехарактерные роли, навязанные коллективом, родителями или школьной администрацией. В брошюрах, написанных Татьяной Александровной, есть подробные описания таких ситуаций. Педагог-психолог воспринимался то пугалом, то подружкой, то третейским судьей.
Молодые педагоги стремились с психологом подружиться, рассчитывая, по возможности, решить с его помощью собственные внутрисемейные проблемы. Авторитарные учителя со званиями и многочисленными регалиями предпочитали его игнорировать и откровенно недолюбливали, полагая: если дети узнают, что каждый из них – самостоятельная личность, они резко «выпрягутся» и моментально «сядут на шею». Других интересовало, какие дисциплины будут «читать» новоиспеченные специалисты, сколько им будут ставить часов и как собираются оплачивать их труд. По правде говоря, волновало это и самих психологов. Ставок для них не было. Поэтому их принимали учителями ГПД, педагогами-организаторами, требуя параллельного выполнения соответствующих обязанностей. Каждую ставку приходилось буквально выбивать и выпрашивать «наверху», где пока тоже не понимали, для чего советскому человеку, да еще школьнику, нужны какие-то душеспасительные беседы.
Но Татьяне Ильиной повезло с руководителем. Как раз в это время на должность директора средней школы №179 пришла Зинаида Александровна Гребнева. Осознавая необходимость становления и развития психологической службы в системе образования, она создавала максимально комфортные условия для успешного разрешения связанных с этим проблем.
Несмотря на многочисленные сложности, первые психологи были полны энергии и желания работать с детьми. Они были уверены, что их труд быстро станет востребованным и поможет в развитии школьников и работе педагогов.
Теперь психологи появились практически во всех школах города, стали работать сообща, регулярно обмениваясь интересным опытом со своими молодыми коллегами. Постепенно среди родителей, учеников и учителей выработалось адекватное восприятие этих специалистов. Психолог в школе сегодня так же необходим, как фельдшер или завхоз, повар или преподаватель. За два десятилетия выросло не одно поколение молодых граждан, которые благодарны школьному психологу за своевременную помощь.
Став невольными заложниками всех политических и экономических потрясений в стране и обществе, наши дети не становятся здоровее ни физически, ни нравственно. Зачастую многие их них испытывают очень большие сложности в общении с родителями и ровесниками. Помочь решить эти проблемы с наименьшими для ребенка потерями может только хороший специалист. Психологическая служба в школе неоднократно доказала свою необходимость и значимость.
Единственная современная проблема в работе школьных психологов возникла относительно недавно, вместе с введением подушевого финансирования. Связана она с оплатой их труда. В рамки педагогической деятельности эта служба «не встраивается». Как и по какому принципу им платить? Стимулирующий фонд, имеющийся теперь в каждой школе, не безразмерен. Да и как определить эффективность работы, результаты которой будут заметны лишь через несколько лет? Если сегодня не решить вопрос, то завтра наши школы останутся без психологов, ученики – без необходимой им помощи. Едва ли остальные учителя и родственники готовы полностью компенсировать потерю такого важного в воспитании и образовании звена.
Поздравляем руководителя методического объединения школьных психологов нашего района Татьяну Александровну Ильину и всех ее коллег с 20-летием их службы и желаем успехов в нелегкой, но необходимой работе!
Светлана КНИЖНИК
Фото автора
Комментарии