Школа как вселенная
Школа как вселенная
В 2010 году учитель математики лицея №130 Елена ЛУКЬЯНОВА вошла в число лучших педагогов России, ранее стала номинантом фонда «Династия». Минувший День знаний – отличный повод, чтобы побеседовать с ней о школьной жизни, учениках, особой атмосфере лицея и учительском слэнге.
– Елена Юрьевна, как пришли в профессию?
– Всегда хотела стать учителем. Обычная история: родители не разрешили мне поступать в пединститут, так что я окончила факультет экономической кибернетики НГУ, специальность – социология. Училась у Татьяны Ивановны Заславской и очень ей благодарна, замечательный преподаватель. Опыт показал, что родители были правы: университет дал мне отличное классическое образование. С сокурсницами мы до сих пор дружим – умнейшие были девочки, например, сейчас одна преподает в Кембридже, другая – в Оксфорде. После университета в 1987 году я стала учителем математики в школе №121. Там проработала одиннадцать лет, а потом пришла в лицей №130.
– Согласны с тем, что «стотридцатка» – школа особая?
– Конечно, это ощущается во всем. Даже здание, в котором она находится, – не типовое, таких школ больше в городе нет. А самое главное – ее создал Лаврентьев, и в 130-й своя атмосфера. Коллектив здесь особенный. У нас есть педагоги, окончившие МГУ, ЛГУ, Институт иностранных языков имени Мориса Тореза. Это очень интеллигентные люди. В нашей учительской никогда не услышишь громких криков или ссор. К нам часто приходят выпускники – тянет их на «место преступления» (смеется). И я ни разу не слышала, чтобы они говорили: «Ой, в университете, оказывается, такие преподаватели!» К высокому уровню преподавания они уже привыкли. Дети, конечно, тоже необычные. Даже если они не дружат во время учебы, то после выпуска начинают вдруг встречаться, общаться – понимают, что они из одной семьи. Я считаю, что неважно, кем мои ученики станут, важно, чтобы они реализовали свои таланты. Еще в 121-й школе у меня был ученик, который собирался стать водителем автобуса №7. Я ему говорила: «Костя, рулить по кругу скучно!» А он отвечал, что я ничего не понимаю. Кстати, какое-то время он действительно работал шофером, а сейчас у него свой таксопарк – вырулил на свой путь, что называется.
– Вы классный руководитель в специализированном физико-математическом классе. Работать в нем интереснее, чем в обычном?
– У математиков всегда мозги по-другому устроены, чем у обычных людей. Даже в университете студентов мехмата легко отличить от остальных. Социально-гуманитарные классы или правовые более понятные для «нормального» человека. Вспомните Билла Гейтса – неуживчивый человечек, не окончивший школу. Он мыслил неординарно, типовые задания его раздражали, а смотрите, каких высот он достиг! И дети в физматклассе спокойно могут сами определить, как долго им нужно считать столбиком или выполнять другую монотонную работу. А потом им надоедает. Они считают возможным диктовать свои условия, я считаю возможным эти условия принимать. Никогда не скажу, что лучше всех знаю, как нужно поступать. Это необычные дети, каждый – маленький сундучок со своей тайной. Я от них многому научилась, например нестандартным подходам к решению задач. У меня есть коллега, преподаватель физики Юлия Трибунская. Мы часто друг другу рассказываем, как полночи решали какую-то сложную задачу. Приходишь, довольная своим успехом на урок, даешь задачу классу. И через пять минут слышишь: «А можно я дам ответ?» Оказывается, есть абсолютно другое решение – простое и элегантное. Чтобы это правильно воспринимать, нужно поменять себя. Ты по-прежнему учитель, но становишься в чем-то и учеником. Иначе развиваться не получится. И, кстати, физико-математические классы все разные, с каждым нужен свой набор приемов и методов.
– Совсем скоро вы едете в США для участия в программе международных визитов создания инновационных учебных программ по физике, математике и естественным наукам. Расскажите, пожалуйста, о поездке.
– В такой программе я уже участвовала, но не проходила конкурс. Сейчас об успехе особенно не задумывалась, но следовала своему принципу: кто не начинает забег, тот не достигает финиша. Думаю, что там будет очень интересно. Из России едет команда педагогов – восемь человек. Встречающая сторона – Госдепартамент в Вашингтоне. Разработана большая программа: посетим школы, колледжи, предприятия, которые заинтересованы в том, чтобы дети хорошо обучались физике, химии и математике (они – потенциальные работодатели будущих выпускников). Будем обсуждать учебные программы. В США в образовательном процессе участвуют родители, школа и государство, взаимодействуя между собой. У нас, как правило, есть школьные попечительские советы, но насколько они влияют на развитие школы и образовательной программы? Необычно для нас и взаимодействие среднего учебного заведения и работодателей. В России между ними находится еще одно звено – вуз. Надеюсь, что удастся встретиться с педагогами, которые преподают в физико-математических и естественно-научных классах. Опыт общения с ними очень бы нам пригодился. В любой стране есть рациональное зерно, которое можно «склевать» и обогатиться знаниями. В Городке принято скептически относиться к американскому образованию. Я считаю, что это ошибочная позиция. США – высокотехнологичная и развитая страна, как ни крути. У ее процветания есть, конечно, политические и экономические причины, но и в сфере образования у них есть чему поучиться.
– Что ждете от нового учебного года?
– Этот вопрос напоминает эпизод из фильма «Однажды двадцать лет спустя». У многодетной мамы спросили, чего она ждет от жизни, а она ответила: «Еще одного ребенка». Учителя ждут каждого школьного дня. Нельзя предсказать, как пройдет урок, как поведут себя дети: иногда они буйные, иногда сонные, а иногда им вообще ничего не хочется. Уверена, что учителя – это дети, у нас подростковый возраст затягивается. У педагогов есть свой особый язык, слэнг, который не понимают остальные. Ученики нас притягивают в свою вселенную. Их ведь больше – массой давят (смеется). Когда иду в школу, думаю об уроках, о том, как обновить интерьер в классе. С одной стороны, рой бесполезных мыслей. С другой – в них всегда есть рациональное зерно. Что будет дальше, я не знаю, но точно придумаю себе новую мечту и буду ее реализовывать.
Татьяна ЯКОВЛЕВА
Комментарии