• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 17:23 суббота, 04 мая
    Академгородок:
    Пробки: 3 балла
    04.05.2024
    USD: 91.69
    EUR: 98.56
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Шаманские танцы на сцене Дома ученых

    Шаманские танцы на сцене Дома ученых


    Шаманские танцы на сцене Дома ученых

    Жанр пластического театра существовал в России еще в начале ХХ века – различные варианты пантомимы, элементы живописи, а точнее скульптуры, в танце и отход от классических балетных традиций. После перестройки он снова постепенно вошел в моду.

    Одним из первых, кто продемонстрировал это синтетическое искусство в ДУ Академгородка, был Роман Виктюк. Из-за сексуальной дезориентации руководителя театра, которая дает о себе знать в сюжетных и хореографических решениях спектаклей Виктюка, отношение большинства зрителей к пластическому жанру неоднозначное. Вячеслав Полунин, всю жизнь работая в жанре пантомимы, фактически создал целую школу пластического театра, из которой вышел, например, лидер театра Derevo Антон Адасинский. Вышел и выехал. В благодарный и состоятельный приют искусства – Германию, Дрезден. Как сделали и сделают многие другие пластические театры, сумевшие добиться популярности и признания Европы. К счастью, пока в нашем городе еще живет и выступает в ДК им. Октябрьской революции такое тихое многорукое чудо – родной театр «Вампитер» – симпатичные выпускники НГУ, бывшие ученики танцевальной студии Натальи Фиксель. Но из-за малой популярности и налета богемности жанра они остаются не слишком известны даже любителям театра.

    Кто эти танцующие мимы? Разве можно сообщить мыслящему зрителю что-то важное и интересное, разговаривая только на языке тела? Прошлогодний приезд великолепного эстонского театра «Королевский жираф» немного развеял эти мнимые опасения. В этом году в рамках того же альтернативного театрального фестиваля SibAltera зрители увидели нечто совершенно особенное, настоящую жемчужину – омский театр пластической драмы «ЧелоВЕК» им. Нелли Дугар-Жабон.

    Руководитель «ЧелоВЕКа», заслуженный деятель искусств Республики Бурятия Игорь Григурко – ученик и последователь известного педагога. Около пятнадцати лет назад Игорь покинул стены Восточно-Сибирской академии культуры и искусства в Улан-Удэ и ушел в армию, чтобы снова вернуться под руководство любимого педагога, которая к тому времени разработала особую программу и набрала курс. Дугар-Жабон основала свою кафедру и вела мастер-классы по пластике во многих странах мира. Теперь этим занимается Игорь. Бурятские воспитанники Нелли Петровны были родом из глухих деревень. Такой «деревенский» курс она набрала специально: по замыслу мастеров, ребята должны были чувствовать связь с землей, со своими корнями, и педагоги бдительно следили за тем, чтобы эта природная цельность не разрушалась. Перед постановкой спектакля «Дождь снов», построенного на пересечении бурятского шаманизма и тибетской медитации, Нелли Дугар-Жабон ездила спрашивать разрешения у бурятских шаманов и буддийских монахов. Два года назад во время занятий своего курса Дугар-Жабон скончалась.

    Игорь Григурко родил, воспитал и назвал своего «ЧелоВЕКа» в ее честь. В основе спектакля-телосозерцания «Песни дождя» – стихи Далай-Ламы VI (XVII век), известного также как поэт Цаньян-жамцо. // Влюбленных птицу и камень // Хозяйка вина обручила. // От долгов и несчастий, о Будда, // Защити их, молю. // Во-первых, не видеть лучше всего: // Сердце тебя не покинет. // Во-вторых, не знакомиться лучше всего: // Любовь не погаснет.

    Эти стихи зритель имеет возможность прочесть в программке. На сцене же не звучит ни слова – здесь царит поэзия тела. Семь песен дождя выстроены как ожившая древняя фреска, как одно грандиозное живописное полотно из тел-изваяний, двигающихся в пространстве так естественно и свободно, что зритель не успевает вспомнить о существовании школы акробатики и боевых искусств. С двух сторон от сцены деревья с дымящимися ветками из благовоний источают в зал терпкий аромат. Хранительница мотает свою разноцветную пряжу и поет одну за другой неведомые песни без слов: о птице и камне, о пчелке-бирюсинке, о богине с лунным взглядом, о страннике любви, о Луне и Лотосе. Семь песен – семь чистых сияющих картин с изображением гибких мужчин и женщин, беспрерывно играющих под закатным солнцем и полной луной. Яркие волны тканей скрывают и обнажают их скульптурные тела, сплетающиеся воедино и снова одинокие. В подлунной зелени кустов зловеще шевелятся таинственные девы – духи леса.

     

    – Сколько вам лет, ребята, и сколько спектаклю?

    Олеся Тайшихина: Мы все примерно одного возраста, один выпуск академии. Сейчас нам по 23 года. Спектакль рождался постепенно. Мы все интересовались творчеством Далай-Ламы VI. Игорь Григурко раздал нам его стихи и дал задание сделать пластические этюды на тему. Это был первый шаг к рождению «Песен дождя».

    – Как театр из Улан-Удэ стал омским?

    Диана Семенова: Очень просто. После того, как мы стали более известны, нас стали звать из многих городов, предлагали свои площадки для репетиций. Но бытовой вопрос оставался не решен. Только Михаил Куликов согласился взять нас к себе в Омск и снять для каждого жилье.

    – В спектакле много акробатики, какой-то телесной живописи, если можно так сказать, даже элементов боевых искусств. Это и есть школа Дугар-Жабон?

    Дорджо Галсанов: Да, мы продолжаем ее традицию. Она совершенно уникальна, сочетает в себе много различных культур и техник. Мы начинали с джаз-импровизации, потом уже стали работать со стихиями и изучать восточные школы и культуры. Школу тигра, технику бутто, например, или шаманские обрядовые движения. Нашего руководителя Игоря приглашают по всему миру, чтобы помочь ставить пластику в спектаклях. Мы тоже потихоньку ездим, осваиваем территорию. Монголия, Ереван, Иркутск, Москва.

    – Какие-то призы уже заработали?

    О. Т.: Всех не перечислишь уже. Скоро сайт сделаем, тогда и вывесим свои регалии. (Смеется.) На ежегодном иркутском фестивале «Мимолет» мы брали первое место шесть лет подряд. Этим летом в Томске («Сибирский транзит») получили приз за лучшую пластику. Последнее – это Гран-при на международном фестивале в Москве.

    – Отдельный восторг вызвали аскетичные и очень выразительные декорации спектакля. Кто так постарался для вас?

    – Это очень известный художник-дизайнер Андрей Шолохов. Он выставляется в галереях, участвует в баснословно дорогих дизайн-проектах, а для нас работает уже давно просто для души.

    – Как скоро вашего «ЧелоВЕКа» увидит весь мир?

    Игорь Григурко: Думаю, это должно произойти через пару лет. Гран-при на международном фестивале «Этника» – это большой шаг нашего уже немаленького «ЧелоВЕКа».

     

    Мария ШКОЛЬНИК.


    Другие статьи на тему

    Человек и общество
    Новый мэр – о своих планах
    234 0
    "Навигатор" № 17 (1439) от 03.05.24
    Человек и общество
    62-я эстафета
    247 0
    "Навигатор" № 17 (1439) от 03.05.24
    Человек и общество / Живая история
    С пользой для людей
    228 0
    "Навигатор" № 17 (1439) от 03.05.24
    Человек и общество
    Наш человек
    237 0
    "Навигатор" № 17 (1439) от 03.05.24
    Человек и общество
    Поздравляем товарища
    230 0
    "Навигатор" № 17 (1439) от 03.05.24
    Человек и общество
    Не допустить трагедии
    254 0
    "Навигатор" № 17 (1439) от 03.05.24

    Популярное