Самый нужный предмет
Самый нужный предмет
В областном конкурсе «Лучший учитель основ безопасности жизнедеятельности» победу одержал преподаватель школы №179 Владимир Ильич ЧЕРНОВ.
– Конкурсы для учителей по различным номинациям проходят уже много лет, но среди педагогов-организаторов ОБЖ состязания в этом году проводились впервые, – рассказал «Навигатору» победитель. – Инициаторами были министерство образования области и МЧС НСО. Конкурс состоял из двух этапов: районного и областного. На первом этапе я выступал в номинации «Теоретические аспекты ОБЖ». Он, в свою очередь, состоял из двух ступеней. Сначала мы отвечали на теоретические вопросы большого теста, затем было предложено провести урок с незнакомым классом. Когда я стал победителем муниципального этапа, на областном тоже предстояло преодолеть две ступеньки. Сначала мы представляли на суд жюри свои творческие проекты, и из 130 заявок было отобрано 10. А потом на базе НГПУ в течение двух дней продолжался очный тур: мы защищали эти проекты, затем занимались практическими вопросами, касающимися оказания первой медицинской помощи, здорового образа жизни, действий при чрезвычайных ситуациях и так далее. Считаю, что выступил неплохо.
Проект, представленный на конкурс Владимиром Черновым, носит название «Славные сыны Отечества» и рассказывает о военно-спортивных соревнованиях, проводимых в школе накануне Дня защитника Отечества.
– Идея заключается в том, что мы, во-первых, привлекаем к участию школьников всех возрастов, начиная от младших классов и заканчивая будущими выпускниками. Во-вторых, мероприятие проходит в течение нескольких дней, в торжественной обстановке, мы приглашаем родителей, ветеранов и курсантов нашего военного училища. Начинается все со строевой подготовки и исполнения песен, затем устраиваем конкурсы – не только непосредственно военно-спортивные, но и те, в ходе которых требуется знание истории и географии. Обычно подобные школьные проекты носят более локальный характер и затрагивают одну параллель или звено. А у нас участвует практически вся школа. Провести такие соревнования силами одних педагогов нереально, и мы подготовили группу ребят из двадцати человек, организационное ядро. Они, в свою очередь, оказали большую помощь при подготовке к мероприятию. Это вырабатывает уверенность в себе и организаторские способности, что, конечно, поможет нашим ученикам в жизни.
Победа, по словам Владимира Чернова, была не совсем ожидаемой.
– Всегда возможны какие-то подводные камни, к тому же я работаю в школе всего два года. С другой стороны, за плечами большой армейский и жизненный опыт, хорошее образование, так что почему бы и не первое место (улыбается). Ведь я всю жизнь работал с личным составом, с людьми. Был начальником военной кафедры Новосибирского государственного университета. В 2008 году такие кафедры в городских вузах ликвидировали, из восьми осталась всего одна – в СибГУТИ. Пришлось уволиться, но я бы не сказал, что оказалось трудно переквалифицироваться. Работа и область знаний мне были знакомы, просто уровень в школе проще, ведь в НГУ мы готовили офицеров запаса. Конечно, к детям нужны особый подход и внимание.
Как и любой любящий свое дело учитель, Владимир Чернов считает свой предмет одним из самых важных:
– ОБЖ учит решать проблемы, которые рядом, – за забор выйди, и вот они. Математика, физика – это нечто более абстрактное. Трудности отношений между людьми, наркотики, чрезвычайные ситуации – азбуку выживания нужно знать. ОБЖ как дисциплина пересекается со многими другими предметами: биологией, историей, географией. Конечно, часов на курс отводится маловато; ожидания, которые многие на него возлагают, не совсем оправдываются. В один урок в неделю нужно вместить много полезной информации. Курс достаточно сбалансирован, но хотелось бы увеличить некоторые модули и общее количество часов.
Главным результатом конкурса Владимир Чернов считает обмен опытом между учителями:
– Безусловно, такие мероприятия расширяют кругозор. На конкурс собрались лучшие преподаватели ОБЖ, у них много уникальных методологических наработок. Это позволяет под другим углом взглянуть на свою деятельность. В ближайших планах теперь – пройти переподготовку на базе педуниверситета.
По словам педагога, интерес детей к той или иной теме зависит прежде всего от того, как ее подаст учитель.
– У ребят нужно вызвать познавательную активность и самому глубоко владеть темой. И, наконец, по максимуму использовать возможности материальной базы – от макетов автоматов до проектора. Мы плотно сотрудничаем с пожарными, работниками МЧС, ДПС. Они проводят у нас открытые уроки, викторины, конкурсы, мы выезжаем к ним. В прошлом году участвовали с ребятами в конкурсе «Безопасное колесо» и заняли второе место в области. Не так давно, 29 апреля, ходили в учебный центр МЧС, и пожарные специально для нас провели занятие, знакомили с боевыми машинами, тушили «пожар» – настоящее шоу, все дети были в восторге. Уроки по ОБЖ должны быть увлекательными.
Татьяна ЯКОВЛЕВА
Фото предоставил В. Чернов
Комментарии