Сами управимся?
Сами управимся?
Реализован пилотный проект Молодежного совета района, посвященный совершенствованию школьного самоуправления. С 28 по 30 января в школе №119 прошел трехдневный образовательный курс «Академия самоуправления».
Нужно ли сегодня школе ученическое самоуправление? Каким видят его сами ученики, собравшиеся для того чтобы научиться самостоятельно решать проблемы?
По мнению депутата Законодательного Собрания НСО Николая Похиленко, для молодежи особенно важно иметь возможность донести свое мнение до людей, работа которых – принятие решений. Ученическое самоуправление – это один из механизмов реализации такой возможности.
– Стоит сразу разнести понятия школьного и ученического самоуправления, – замечает молодежный глава района Данил Попов. – В школьный совет входят родители, педагоги и ученики. Мы создали нашу «Академию самоуправления» для организации именно ученической деятельности.
Подготовились основательно: активисты молодежного совета района договорились с лекторами, нашли спонсоров. ИГМ СО РАН снабдил канцелярскими товарами, общественная организация «Наш Городок» и Сибирский аграрный холдинг позаботились о сладких чайных паузах. Комфортные условия работы и отличное горячее питание обеспечила 119-я школа, принимавшая проект.
ЭТО БЫЛО ВСЕГДА
– Ученическое самоуправление родилось на вчера. Его вполне жизнеспособная форма прекрасно существовала в советской школе. Как только малышей принимали в октябрята, класс разбивался на группы, называемые звездочками, – вспоминает Светлана Прохорова.
Ее октябрятско-пионерское детство и комсомольская юность прошли в стенах 125-й школы. Проделав путь от командира «звездочки» до председателя совета дружины, она несколько лет руководила всей структурой, став старшей пионервожатой.
Межшкольные собрания, подобные «Академии самоуправления», назывались тогда школой пионерского актива. На них съезжались со всего района, чтобы похвалиться достижениями, поделиться опытом и просто пообщаться.
ЦЕЛИ И МЕТОДЫ
Первый день работы посвятили знакомству друг с другом и погружению в главную тему. Все участники проекта были разделены на три группы. В таком составе им предстояло отработать три напряженных дня.
Выяснилось, что далеко не все будущие управленцы различают презентацию и отчет о выполненной работе. В ходе обсуждения идеальной модели самоуправления эмоции временами торжествовали над взаимным уважением и умением слушать других. Всему этому надо было учиться. Коммуникативные тренинги, чередовавшиеся с лекциями по социальному проектированию, структурированию местного самоуправления, праву и ораторскому искусству помогли ребятам многое понять и раскрыли новые, не замеченные ранее таланты.
Второй день принес новые занятия и как итог трехчасовые дебаты. Уже к середине третьего дня каждая из школ-участниц представила свой социально значимый проект.
Ребята должны были не просто фантазировать и строить воздушные замки, но попытаться обозначить и аргументировать требуемую сумму.
МОЛОДО НЕ ЗЕЛЕНО
Самым сложным этапом стала защита своего проекта. Выступающим пришлось отвечать на многочисленные вопросы коллег-соискателей и членов жюри. Выбранные направления и порадовали, и огорчили. Часть проектов носила откровенно праздничный характер. Дети, видимо, не совсем поняли, что от них ждут реальных дел.
Еще одна группа удивила, признавшись, что в успешной реализации задуманного в целом ряде пунктов рассчитывает на своего директора. А в чем же тогда проявляется ученическая активность, ради которой их собрали на эти курсы?
Конечно, приятно слышать, что подростки хотят возрождать народные традиции, развивать дух патриотизма и помогать собачьему приюту. Многие с удивлением услышали от членов жюри, что их предложения вполне осуществимы собственными силами. Оказывается, для этого необязательно привлекать столько дополнительных ресурсов. Можно просто собраться, пойти и сделать. Что это? Неуверенность в своих силах, нехватка той самой сознательности, о которой говорилось выше?
Что ж, теория выдана, практики пройдена, теперь – только самостоятельные действия.
МНОГОЛИКАЯ ПОЛЬЗА
Ребят из разных школ сопровождали их педагоги. Что, кроме рабочего воскресенья, принесло детям и взрослым участие в проекте?
– Массу планов на будущее, – признается заместитель директора школы №61 Галина Мирошникова. – Теперь я вижу, как эффективнее работать с вожатыми, с активистами школьного самоуправления. Есть новые планы по всем направлениям деятельности. Многое открылось и в самих детях. В ком-то увидела новое, кому-то понадобится моя помощь и советы для дальнейшей самореализации.
– Это неоценимый опыт для нас всех. Здесь приобретается умение не только организовывать дебаты и праздники, но и слаженно работать в команде, – считает Дмитрий Родичев из той же школы.
– Я очень благодарна организаторам «Академии самоуправления». Мне нравится социальное проектирование, с удовольствием обучалась бы этому, – дополняет десятиклассница Ангелина Фаустова.
Фотографии и комментарии в социальных сетях станут напоминанием о трех днях необычной учебы. Больше смелости и самостоятельности, и тогда все у вас получится!
Светлана КНИЖНИК
Фото автора
Комментарии