Садоводы всех СТ, обороняйтесь!
Садоводы всех СТ, обороняйтесь!
Садоводы всех СТ, обороняйтесь!
Согласно п. 5 проекта Генерального планаНовосибирска до 2030 г., публичные слушания по которому состоялись 3 сентября,все садоводческие и дачные товарищества, расположенные в городской черте, будутликвидированы и перенесены в пригородную зону, а освободившиеся землипереведены в категорию малоэтажной жилой застройки. Утверждение проектаГенплана – административный приговор 49 садово-дачным обществам в Советскомрайоне, в том числе таким гигантам, как «Маяк», «Тополь», «Темп», «Строитель».
На публичных слушаниях по проекту ГенпланаНовосибирска до 2030 г. мной была озвучена правовая экспертиза 5-го пункта,относящегося к землям садово-дачного использования. Проект Генпланапротиворечит ряду федеральных и областных законов и не подлежит утверждению последующим основаниям:
1. На территории Новосибирска зарегистрировано вкачестве юридических лиц-землепользователей 178 садовых, огороднических идачных обществ, объединяющих порядка 200 тыс. горожан. Несколько десятковобществ не зарегистрированы в форме юридического лица, что допускаетсяГражданским кодексом РФ. Преимущественное место расположения садово-дачныхобществ в черте города – побережье Оби и Обского моря. Садово-дачныетоварищества расположены в 7 из 10 районов города. Согласно п. 8 таблицы-экспликации№1 проекта Генплана доля, занимаемая садово-дачными земельными участками вобщем балансе территории Новосибирска в 2007 г., составляет 7,8%,или 3,8 тыс. га. По Генплану садово-дачные территории будут переведены виную категорию – жилых, общественно-деловых и рекреационных зон. Согласнотаблице-экспликации №4 распределения земель Новосибирска по Генплану приросттерриторий малоэтажной жилищной застройки составит 6,8%, а в натуральномвыражении – 4,3 тыс. га, то есть полностью за счет садово-дачных участков.
Предлагаемый Генплан есть план уничтожениясадово-дачных объединений граждан и отъем земли садоводов-дачников споследующей передачей отнятой земли под строительство коттеджей дляплатежеспособных граждан. Он предусматривает административную ликвидациюсадоводческих и дачных объединений, расположенных в черте Новосибирска, чтопротиворечит ФЗ №66 от 15.04.1998 г. «О садоводческих, огороднических идачных некоммерческих объединениях граждан» (далее – закон «О садах»). Согласност. 38 этого закона органы государственной власти субъектов РФ и органыместного самоуправления обязаны содействовать садоводческим и дачнымобъединениям в строительстве и ремонте дорог, мостов, электрификации,водоснабжении и других систем инфрастуктуры, обеспечении пожарной и санитарнойбезопасности и т.д., то есть урегулированы правоотношения между органами властии садово-дачными объединениями. Из федерального закона следует допустимость иразрешимость существования садово-дачных обществ на территории муниципальныхобразований, и исключение для Новосибирска законом не предусмотрено. Нормыправа, запрещающей размещение садовых и дачных обществ на территорииНовосибирска, не существует.
2. Согласно ст. 39 закона «О садах» вопрос реорганизацииили ликвидации садовых и дачных обществ относится к компетенции самих обществ. Этоюридически сложная, коллизионная и продолжительная процедура, требующаясоздания ликвидационной комиссии, создания и утверждения ликвидационногобаланса, реализации и раздела имущества общего пользования, созданного на целевыевзносы, то есть личные деньги садоводов. Согласно ст. 21 закона «О садах» вопросликвидации садовых и дачных обществ относится к исключительной компетенцииобщих собраний членов или их уполномоченных и требует квалификационногобольшинства, то есть не менее 2/3 голосов. На данный момент ни одно изсадовых и дачных обществ в черте Новосибирска решения о добровольной ликвидациии добровольном отказе от земельных участков не принимало, и не нужно бытьпророком в Отечестве своем, чтобы сказать: добровольного отказа граждан отсадов и дач не будет.
3. Законом «О садах», ст. 44-56 Земельного кодексаРФ предусмотрен механизм и основания для принудительного прекращения правапользования землей, в том числе садовыми и дачными обществами, в судебномпорядке. Такими основаниями являются: неиспользование или использование не поназначению земель, отравление почв, неуплата земельного налога в течение 3-х иболее лет, выращивание наркосодержащих культур и иные основания, под которые ниодно садово-дачное общество не подпадает. На данный момент ни одного вступившегов законную силу судебного решения о принудительной ликвидации садового илидачного общества в Новосибирске не имеется. Ни единого прецедентаинициированной органами государственной власти или органами местногосамоуправления процедуры судебной ликвидации садово-дачных обществ не имеется. Никакихюридических оснований для сокращения площадей, занимаемых садовыми и дачными земельнымиучастками, нет.
4. Согласно п. 5 проекта Генерального планасокращение территорий, занимаемых садовым и дачными обществами, будетсопровождаться переводом их в зоны малоэтажного гражданского строительства, тоесть планируется изменение назначения земель. Здесь также имеются грубые инесовместимые с земельным законодательством нарушения. В ст. 7 Земельного кодексаговорится, что земли по целевому назначению подразделяются на следующиекатегории: 1) земли сельхозназначения (к которым относятся сады и дачи), 2)земли поселений (к которым относится малоэтажное гражданское строительство), тоесть земли садов и поселений относятся к разным категориям. Согласно ст. 8Земельного кодекса отнесение земель к категориям, перевод их из одной категориив другую в отношении земель сельхозназначения, находящихся в муниципальнойсобственности, равно как земель сельхозназначения, находящихся в частнойсобственности, осуществляется органами государственной власти субъектов РФ. Этозначит, что для перевода садовых и дачных земельных участков, какприватизированных, так и неприватизированных, в любую другую категорию требуетсяпостановление губернатора Новосибирской области. Ни одного такого постановлениянет и не будет, поскольку в постановлении должно быть указано: у каких именносадовых и дачных обществ, какие площади, у каких конкретнограждан-собственников губернатор изымает земельные участки и кому именно и подстроительство какого жилья передает изъятые у садоводов участки. Это значит,что требуемого земельным законодательством правового обеспечения переводаземель садоводов-дачников из категории сельхозназначения в категориюмалоэтажного жилого строительства нет.
5. Ст. 8 областного закона ОЗ №108 от 14.04.2003 г.«Об использовании земель на территории Новосибирской области» урегулированы полномочияорганов местного самоуправления: «отнесение земель к категориям и перевод изодной категории в другую земель, находящихся в муниципальной и частнойсобственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения». Этозначит, что областным законом прямо прописан запрет органам местногосамоуправления на изменение категории земель сельхозназначения.
6. Генпланом Новосибирска до 2030 г. планируется размещениеновых дачных и садоводческих участков преимущественно в пригородной зоне, тоесть на территории Новосибирского района. На данный момент ни одного решения АдминистрацииНовосибирского района и его муниципальных образований об отводе земельныхучастков для образования или переноса садовых и дачных обществ с территорииНовосибирска не существует. Кадастровая стоимость качественных, кондиционных,пригодных для сельхознужд земель в Новосибирском районе сопоставима, а зачастуюи выше кадастровой стоимости земель части садовых обществ города, расположенныхв зонах подтопления и иных неудобиц. Власти Новосибирска не вправераспоряжаться землями других муниципальных образований, в том числерасположенных в пригороде Новосибирска. Полномочий у Новосибирска на переноссвоих землепользователей на территории иных муниципальных образований неимеется. Выкуп земли у пригородных муниципальных образований для переносагородских садоводов и дачников в бюджете Новосибирска на 2007 г. не предусмотрен.
Перечень нарушений, противоречий и несоответствийпредлагаемого проекта Генплана федеральным законам, Земельному кодексу,областным законам может быть продолжен, однако приведенных нарушенийдостаточно, чтобы показать юридическую несостоятельность этого проекта и еговысочайшую судоперспективность. Не составит особого труда получить надзорный протестпрокуратуры Новосибирской области на Генплан Новосибирска и его отмену всудебном порядке. Юридических шансов на легитимизацию плана незаконного отъемаземель у садоводов и дачников Новосибирска нет.
Несколько слов о политических, экономических и социальныхпоследствиях предлагаемой концепции уничтожения садово-дачных обществ. Садоводствои дачное хозяйство – самое массовое общегражданское движение в области (имзанято 49% жителей НСО). Это социально «пересеченное» гражданское движение иисточник физиологического выживания сотен тысяч людей, преимущественно пенсионеров,инвалидов, многодетных семей, бюджетников и иных малообеспеченных категорийграждан. Садоводы-огородники наравне с агропромышленным комплексом обеспечиваютпродовольственную безопасность области, стабильно снабжая горожан продукциейовощеводства (до 90%) и ягодной продукцией (до 100%). Не понимать этого –политическая близорукость и авантюризм.
Принудительный отъем земли у садоводов и дачников вНовосибирске в интересах строительства коттеджей для местной «элиты» неизбежноспровоцирует такой массовый протест, по сравнению с которым подмосковное Бутово– семечки. Любая форма защиты своих законных прав и интересов, которую изберутлюди, будет оправданной и адекватной. Власти города обязаны понять, что нельзяпревращать сады на обских берегах в Северный Кавказ.
Людмила ЛАЗАРЕВА,
председатель ассоциации«Академ-сады»
Комментарии
Дорогие дачники! Обращайтесь в суд! По одному! Вас сотни! Обращайтесь к депутатам Горсовета и мэру. Если не встанут на Вашу защиту - инициируйте отзыв. Благо Вас много. То, что местная власть чхала на граждан в угоду комерции Вы видете сами. Вот так демократия в свете удвоения ВВП чиновников.
Мэрия почему-то очень хочет наступить на садовые грабли... И приобрести ценный опыт.
Благими намерениями местного органа самоуправления выстлана дорога в ад. Эдакий каламбурчик!