Рядовые милосердия
Рядовые милосердия
В прошедший выходной, 8 июня, мы отметили День социального работника. В этот день в их адрес звучали и искренние слова благодарности, и громкие пафосные речи, в их честь устраивали торжества и праздники. Но это – лишь один день из 365... А остальные дни в году?
Инвалиды и трудные подростки, одинокие старики и малоимущие, одиночество, боль, растерянность, а порой и озлобленность – с этим приходится сталкиваться почти любому социальному работнику на земле. Такую работу не выбросишь из головы, закрыв дверь рабочего кабинета, и уж точно не назовешь легкой. Хочу рассказать о буднях рядовых сотрудников муниципального бюджетного учреждения Новосибирска «Комплексного центра социального обслуживания населения» Советского района.
С НИХ НАЧИНАЕТСЯ ПОМОЩЬ
Если театр начинается с вешалки, то Комплексный центр – с отделения срочного социального обслуживания. Через сотрудников этого отделения проходит каждый, обратившийся за помощью. Впрочем, они вообще в эпицентре всех «социальных событий»: и гуманитарную помощь разгружали (а потом по домам развозили), и монетизацию льгот людям объясняли, и первые жилищные субсидии на калькуляторе высчитывали – все приятные и неприятные изменения в законах о льготах, пособиях и выплатах доносить до людей приходится именно им.
И зачастую именно им приходится выслушивать все то, что хотелось бы адресовать мэру, губернатору, Думе и президенту:
– Бывает, что и ругают, а бывает, что в благодарность и стихи пишут, и песни поют.
– Люди очень разные. И логично было бы ожидать, что старшее поколение, привыкшее жить в Советском Союзе, не сможет перестроиться, и будет всячески выражать свое недовольство. Но это не так. Пожилые люди, как правило, с пониманием относятся к нашей работе и благодарны за то, что мы можем сделать. Иждивенческие настроения «Вы мне обязаны!» чаще встречаются у молодых, трудоспособных граждан. Порою таким людям тяжело объяснить, что если возможность есть – мы помогаем, нет – законы переделать нам не дано.
Мое интервью в отделе срочной социальной помощи планировалось как беседа с двумя специалистами отделения – Верой Обыденной («Наша необыденная Обыденная», – как, смеясь, представили мне ее сотрудники) и Людмилой Казак. Но постепенно в беседу включились и другие сотрудники отдела, так что интервью получилось коллективным.
Вера Обыденная – ветеран Центра. Работает она в соцзащите с 1993 года: во время перестройки в ее родном институте работы не было, вот и пришла сюда, в отдел социальной защиты населения. На мой вопрос, почему же она столько лет работает на таком непростом месте, лишь плечами пожала и попыталась отшутиться. Но потом призналась, что за эти годы возможность уйти была, но работа уже не отпускала.
Людмила Казак тоже работает в Центре далеко не первый год. Сначала думала, что работать пришла временно: пока была в административном отпуске, подруга позвала помочь – выдавать удостоверения ветеранам труда. Пришла временно, а вот уйти уже не смогла. На мой вопрос, что же в ее работе самое сложное, не задумываясь, ответила: «Чужую беду не принимать близко к сердцу, научится не пропускать через себя все случаи, с которыми приходится сталкиваться. Это сложно, даже почти нереально. Я так до конца и не научилась... Очень сложно, когда люди в помощи нуждаются, а ты помочь не можешь...» Рассказывая о своей работе, Людмила Казак часто повторяет «объяснить, рассказать»: «Конечно, нужно все объяснять и рассказывать. На приеме человек должен почувствовать, что я на его стороне, я – союзник. А потом есть люди, которые не за помощью даже идут, а за поддержкой, за сочувствием».
Хоть собеседницы и уверяли меня, что стараются от проблем как-то отстраниться, но тут же признались, что и в выходные на работу бегают, и утром пораньше приходят, если ситуация требует побыстрее какие-то документы приготовить. «А как же семьи на все это реагируют?» – спрашиваю я.
– А вот так и реагируют – помогают и поддерживают. Мы даже овощи по осени нуждающимся вместе развозим (Вера Обыденная).
– Муж Людмилы Васильевны – депутат. Так что у них вся семья такая, – не удерживаются невольные слушательницы нашей беседы.
О том, что же держит моих собеседниц на такой непростой работе, думали уже всем отделом:
– Мы – фанатики! И этим все сказано.
– Тяжело, конечно, но когда ты в реальной ситуации помог, это со всеми сложностями примиряет.
– У нас коллектив замечательный и начальница – просто золото. А хорошая атмосфера в коллективе – это уже полжизни обустроено.
На вопрос о забавных случаях собеседницы только головой покачали – что уж тут забавного. А потом вспомнили случай, хоть и давний:
– У нас в Ельцовке была многодетная семья, и женщина подала документы, что, мол, одна детей воспитывает. Пришли к ней неожиданно с проверкой: сидим, беседуем, а в шкафу какой-то шум. Заглянули – там мужик в тапочках. Говорит, что он сосед и пришел что-то там отремонтировать.
БРОСИТЬ ИХ – ПРЕДАТЕЛЬСТВО!
Говоря о социальных работниках, работающих с людьми, обойти специалистов этого отделения просто невозможно. У Юлии Будниковой, социального работника отделения надомного обслуживания, 13 подопечных. Любой из них может позвонить Юлии и днем, и ночью:
– А как же по-другому? Мало ли что... Лекарство купить, в магазин сбегать, плохо стало или еще что-то. Но люди у меня все понимающие, ночью стараются не беспокоить.
Юлия работает социальным работником уже больше шести лет, а о своих подопечных рассказывает с такой теплотой, с такой нежностью, с какой не каждый о родных и близких отзывается:
– Люди очень разные, но общаться с ними одно удовольствие. Они иногда такие удивительные вещи рассказывают. У меня есть и такие, кто живет здесь с основания Академгородка. Судьбы у многих непростые, но интересные. Очень любопытно за разными поколениями наблюдать. Например, разница в возрасте между 80 и 70-летними вроде бы небольшая, а вот мировоззрение совсем разное.
Она нежно поглаживает страницы дневника, куда занесены все контакты, все сведения об ее подопечных:
– Вот эта бабушка слепая, а это пара семейная – интересные люди. Вообще, за время своей работы я заметила удивительную вещь: если люди в старости много читают, они до последнего сохраняют ясность ума, в отличие от тех, кто предпочитает телевизор. А те, кто много телевизор смотрят, у тех мышление менее позитивное, видимо, слишком много негатива оттуда поступает... А позитивная информация очень важна! Иногда к старикам придешь, а они тебя просят: «Расскажи, что в мире хорошего? Может у тебя в жизни что-то новенькое?» Вот я им и рассказываю, пока руки работают, а кто-то сам рассказывать предпочитает.
С моими вопросами о сложности работы Юлия не согласна:
– Что же тут сложного? Работа как работа. Сложность работы только в том, что к людям привязываешься сильно. Очень тяжело их потом терять. Я в этом году двух человек потеряла. Их похоронишь, а с ними вместе кусочек себя. Это, конечно, тяжело.
На вопрос о том, не хотела бы она сменить место работы – чтобы и бегать поменьше, и работа была б попроще, она искренне удивилась:
– Никогда об этом не думала. Да и как же я их брошу? Это уже предательство по отношению к людям, которые ко мне привязались, привыкли.
ПОТРЕБНОСТЬ ПОМОГАТЬ
Наталья Селезнева, и.о. директора «Комплексного центра социального обслуживания населения» района в начале нашей беседы пыталась упаковывать подарки для праздника и одновременно отвечать на мои вопросы. Но потом о подарках забыла:
– Это вашим собеседникам только кажется, что они попали в наш центр на работу случайно. Уверяю вас, тут случайных людей нет! Во-первых, отнюдь не все, кто сюда пришел временно поработать, потом остаются. Во-вторых, даже временно к нам идут работать особые люди. Согласитесь, что человек, ориентированный исключительно на получение прибыли, вряд ли пойдет даже временно работать социальным работником. Это тяжелый и ответственный труд, который под силу далеко не всем. Вы знаете, последнее время у меня вообще появилась твердая уверенность: помогать людям такая же базовая потребность, как, например, материнство или потребность в еде. Только у одних эта потребность выражена сильнее, а у других меньше. Хороший социальный работник – это человек с большой потребностью помогать другим, быть полезным обществу. Часто человеческое участие, неравнодушное отношение, готовность помочь значит гораздо больше, чем материальная поддержка.
Праздник закончился. Начались будни. Но, дорогие наши социальные работники, сотрудники Комплексного центра и все остальные, выбравшие столь нелегкий труд, мы от всей души поздравляем вас с профессиональным праздником! Пусть ваши будни будут похожи на этот праздничный день и слова благодарности звучат как можно чаще!
Юлия ЧЕРНАЯ
Комментарии