Пристройка к лицею №130: Советский район готовится к проекту «Академгородок 2.0»
Пристройка к лицею №130: Советский район готовится к проекту «Академгородок 2.0»
29 марта стартовало долгожданное строительство пристройки к лицею №130. Новый четырёхэтажный корпус станет одним из первых объектов, выполненных с расчётом на будущий проект «Академгородок 2.0». О том, как пристройка поможет в самоопределении школьников и на что ещё повлияет развитие Новосибирского научного центра, рассказал депутат Законодательного собрания Новосибирской области академик Николай ПОХИЛЕНКО.
– Вопрос о строительстве нового корпуса к лицею №130 назрел давно. Существующее здание построили в 1970 году. Школа была рассчитана на 575 мест, но фактически сегодня в ней обучается 1135 детей. Учёба организована в две полные смены. Что уж говорить про внеклассную работу, которая много лет велась, мягко говоря, в стеснённых условиях. Чтобы получить разрешение на строительство, было проделано действительно много работы. Сегодня у нас есть готовый проект пристройки и средства, заложенные в бюджет Новосибирской области на его реализацию.
– Какие проблемы лицея №130 решит строительство нового корпуса?
– В первую очередь пристройка усилит мощности образовательного учреждения. На первых трёх этажах разместятся классы начальной школы. Это позволит перевести обучение лицеистов в одну смену. Кроме того, по проекту в новом корпусе разместятся два спортивных зала и бассейн, благодаря чему получится организовать полноценную спортивно-оздоровительную работу с детьми.
Сегодня лицей №130 имеет заслуженно высокую репутацию. И множество ребят хочет здесь учиться. Начало серьёзных работ со строительством по основному проекту «Академгородок 2.0» начнётся через два года. Несмотря на то, что пока сложно сказать о том, какие конкретно объекты начнут строить в первую очередь, реализацией планов будет заниматься множество людей, которых необходимо обеспечить достойными социально-бытовыми условиями, включая школу для детей. Так что, учитывая грядущее развитие Академгородка, пристройка к лицею №130 – это не только решение текущих проблем, но и своего рода задел на будущее.
– Когда пристройка будет готова?
– Работы уже начались. В первую очередь нужно подготовить участок застройки: вырубить насаждения, выровнять площадку.
Важный момент, который беспокоил активистов Советского района, – вырубка деревьев. Подрядчик взял на себя обязательство бережно отнестись к имеющимся лесопосадкам и по возможности сохранить часть насаждений. Всего придётся снести 139 деревьев, взамен которых лицей готов высадить на территории Академгородка новые.
Завершить строительство пристройки планируется к началу 2020-2021 учебного года. На время проведения работ занятия в лицее будут продолжаться.
– На четвёртом этаже будущего корпуса по проекту запланированы школьные лаборатории, где педагоги лицея хотят реализовывать образовательный проект, направленный на усиление научно-исследовательской работы со старшеклассниками. Насколько актуальны подобные инициативы?
– Очень важно ещё в школе определиться, к чему у ребёнка есть интерес и потенциал, где он может себя реализовать. Вспомните крупных конструкторов – Королёва, Сикорского. Ещё будучи совсем юными, они понимали, что творчество конструирования им близко. И главное, у них уже тогда были определённые успехи в этом деле. Определившись в детстве со специализацией, они стали всемирно известными конструкторами. И такая история у многих успешных людей. Ещё один яркий пример – Ломоносов. Поняв, чем хочет заниматься, он бросил всё в родной деревне и отправился пешком в Москву. Но не все мы Ломоносовы. И если в школе нет соответствующих условий, то ребята, заканчивая учёбу, не знают, чем им заниматься в жизни, куда поступать дальше.
На мой взгляд, одна из важнейших задач образовательного учреждения – выявить сильные стороны воспитанников и помочь им определиться с дальнейшей самореализацией. И для этого должна быть хорошо выстроена внеклассная работа. Поэтому и важны такие проекты, как школа-лаборатория. Кроме того, в новой пристройке предусмотрены актовый зал, кабинеты музыки и изобразительного искусства. Это позволит сделать внеклассную работу максимально разносторонней.
– Новый корпус лицея №130 – один из первых объектов в Советском районе, который будет выполнен с оглядкой на будущее развитие Новосибирского научного центра. Вы входите в совет по проекту «Академгородок 2.0». В чём заключаются задачи совета?
– С конкретными направлениями работы мы пока только определяемся. Будут созданы рабочие группы внутри совета. Его основная функция – содействие реализации проекта «Академгородок 2.0» с учётом нужд населения. Вряд ли мы сможем оказать большое влияние на крупные проекты, которые уже утверждены (такие, как Сибирский кольцевой источник фотонов «СКИФ»). Но развитие транспортной системы, социальных проектов, медицины, образования, культуры и спорта, определение того, где, что и как строить – в этом и будет состоять основная задача совета. Привлекая к обсуждению общественность Советского района и других территорий, где будет реализовываться проект «Академгородок 2.0», мы сможем выбрать оптимальное решение.
– Получается, что благодаря проекту, в первую очередь направленному на укрепление новосибирской науки, положительные изменения заметят и обычные жители?
– Безусловно. Академгородок – это ведь не только учёные. Здесь живут и трудятся медицинские работники, учителя, представители бизнес-сообщества, культуры, социальных организаций, сферы жилищно-коммунальных услуг. Это люди, которые не занимаются наукой напрямую, но, тем не менее, без их деятельности наука не может развиваться.
– Какие проблемы сегодня существуют у проекта?
– В первую очередь это наполнение финансами и согласование планов. Остаток 2019-го и 2020 год отведены под планирование. За это время необходимо решить множество проблем, в частности вопрос с землями. Сегодня у нас много участков, которые имеют разную принадлежность (федеральная, муниципальная собственность и т. д. – прим. ред.) или являются зонами, не подходящими под определённые виды строительства. К 2021 году земли нужно привести к единому знаменателю, чтобы обеспечить законность работ. Это очень объёмный и важный этап подготовки.
Также уже сейчас необходимо думать о том, как будут наполняться кадрами все запланированные проекты, в частности создавать Новосибирский научно-образовательный центр (НОЦ). Здесь нужно выстраивать взаимодействие с нашими основными вузами: НГУ, НГТУ, аграрным и медицинским университетами.
Основная задача Новосибирского научно-образовательного центра (НОЦ) – интеграция процессов проведения исследований и разработок с подготовкой квалифицированных кадров по перспективным направлениям, формирование кадрового резерва, повышение квалификации специалистов отрасли. По прогнозам правительства Новосибирской области, НОЦ укрепит кадровый потенциал, будет способствовать закреплению молодых исследователей и предпринимателей, привлечению ведущих учёных из других стран и регионов.
– Потребуются ли в вузах новые образовательные направления, чтобы готовить собственных специалистов, не привлекая экспертов из других городов?
– Сейчас обсуждается создание инженерного факультета при НГУ. Это необходимо, чтобы готовить специалистов для обслуживания и работы на новых установках, в рамках проектов «Академгородка 2.0». Помимо основных объектов Новосибирского научного центра (источник синхротронного излучения ЦКП «СКИФ»» – Центр коллективного пользования, национальный центр компетенций «Центр генетических технологий»), есть ещё 31 проект. Им тоже потребуется много квалифицированных работников. Каждое новое направление потребует соответствующей подготовки кадров. Ведь недостаточно построить объекты, необходимо обеспечить их рост и развитие.
– Сначала проект «Академгородок 2.0» многие воспринимали как панацею от всех проблем, надеясь на одобрение и финансирование большинства идей. Сейчас, когда началась конкретная работа и вскрылись определённые проблемы, стало звучать мнение: «А решит ли эта инициатива хоть что-то?». Как Вы считаете, нужен ли этот проект и какие у него перспективы?
– Если взять Новосибирскую область и Сибирь в целом, развитие только за счёт логистических и торговых проектов не может длиться вечно. Оно имеет сравнительно краткосрочный эффект и постепенно исчерпывает себя. Дальнейший рост возможен за счёт развития высокотехнологичных отраслей промышленности. Дублировать имеющиеся технологии Евросоюза или Китая – не выход. Это в какой-то мере поможет закрыть проблемы внутреннего рынка, но на экспорт с такой продукцией не выйти.
Чтобы занять серьёзное место в лидирующих экономиках, научно-технологических проектах мира, необходимо заниматься наукой, инженерией, повышением эффективности уже имеющихся у нас направлений. Того же сельского хозяйства, где сегодня часто используются устаревшие технологии. И без науки здесь ничего не сделать. В этом плане проект «Академгородок 2.0» очень важен. Иначе мы будем топтаться на месте, и через некоторое время регион остановится в развитии.
Беседовала Светлана СКОБЕЛЕВА
О начавшихся работах по возведению пристройки к лицею № 130 мы уже рассказывали здесь.
Комментарии