Президент последней республики
Президент последней республики
Президент
последней республики
Скоро в Академгородке состоится премьера документального фильма новосибирских авторов, посвященного ученым-шестидесятникам и знаменитому клубу «Под интегралом». Корреспондент «Навигатора» задал несколько вопросов режиссеру картины, выпускнику гуманитарного факультета НГУ Павлу ГОЛОВКИНУ.
На здании клуба «Под интегралом», где сегодня расположен банк, неброская мемориальная доска Александру Галичу. Здесь он выступил в 1968 году на Всесоюзном фестивале бардов. Спустя 40 лет сюда съехались участники тех событий и их единомышленники – знаменитые барды и современные исполнители авторской песни, их близкие и родные, любители и почитатели. Этих людей объединяла не только любовь к задушевным песням под гитару, – все они были и остаются яркими носителями одной культуры, одного мировосприятия, которым посвятили свой фильм режиссер Павел Головкин и оператор Петр Сиднев. Советское общество было, по сути, религиозным – все верили в коммунистическую партию, в великое будущее, в торжество добра и справедливости. И даже когда многие постепенно разочаровались в политике СССР, все равно продолжали верить в строительство лучшего в мире государства и общества, решив для себя, что просто делать это надо как-то иначе. Главный герой фильма – организатор и президент клуба Анатолий Бурштейн – делится с экрана своими мыслями о прошлом и настоящем, вспоминая времена, когда в двухэтажном здании на проспекте Науки (ныне проспект академика Лаврентьева) существовало общество свободных людей – деятельных физиков и мечтательных лириков, маленькое демократическое государство внутри могучей тоталитарной державы. В полнометражную часовую картину вошла кинохроника тех лет и современные съемки, – целая эпоха уходящего светлого поколения энергичных, творческих, глубоких, искренних и неравнодушных людей. – Какому зрителю вы адресовали свой фильм? Должны ли сидящие в зале люди знать о деятельности клуба «Под интегралом», чтобы картина была им интересна?
– Совсем не обязательно. Я бы хотел, чтобы фильм посмотрели как можно больше людей, в том числе за рубежом – в Израиле, США, Европе, и буду стараться, чтобы так и произошло. Это кино о людях, обладавших теми качествами, которых, на мой взгляд, сегодня остро не хватает большинству наших современников. Просто в России в 60-е годы жило необыкновенно симпатичное, обаятельное и ответственное поколение, которое действительно заслуживало счастья. По крайней мере, у них для этого были все предпосылки. Но русская история не то чтобы их «перемолола» (а она это умеет), но жизни, которой они были достойны, тоже не получилось. И если каждому поколению можно задать вопрос: «Что вы сделали?», то вот они-то по-настоящему сделали, и сейчас, несмотря на возраст, делают. Сомневаюсь, что большинству сегодняшних молодых людей понравится этот вопрос.
– Считаете, что нынешней молодежи живется проще?
– Я склонен думать как раз наоборот. Герои моего фильма жили в жутковатом мире, но в каком-то смысле более простом. Тогда было понятнее, где зло, а где добро. А сегодня зло постоянно меняет маски, закрывается, изменяется, и чтобы вовремя его опознать и сделать выбор, нужно смотреть на мир очень зорко. Надеюсь, этот современный подтекст в фильме считывается.
– Фильм получился почти художественным из-за множества зарисовок и операторской работы. Вы заранее продумывали с оператором, что и как снимать?
– С оператором класса Петра Сиднева это в принципе невозможно и абсолютно не нужно. По рейтингам международной телевизионной ассоциации INPUT и журнала «Искусство кино» он неоднократно входил в число лучших операторов-документалистов мира. Сиднев – мой друг, и мы оба хорошо чувствовали, какой фильм хотим сделать. Кроме того, нам очень помогал Денис Велинский – талантливый видеоинженер из киностудии «Поиск».
– Вопреки ожиданиям, вместо бардовских песен в картине часто звучат зарубежные авторы.
– Знаете, сначала я выбрал для фильма великолепную современную классическую музыку – исландца Йоханна Йоханнссона и шотландца Крэйга Армстронга, а уже потом стал размещать песни бардов. Надо сказать, что сперва сравнение играло не в пользу бардовских песен, но потом они как-то вписались и, как мне кажется, остались невероятно обаятельными на фоне западных вундеркиндов.
– Заказа на картину не было, бардами вы не увлекались. Почему вам вдруг стал интересен этот проект?
– В той эпохе присутствовали азарт, разумная ясность и вера в лучшее. То, чего сегодня слишком мало. Представления о человеческих вершинах в обществе почти потеряны. В нашем времени сломано что-то важное, отвечающее за понимание масштаба: что в мире – большое, а что – маленькое. Задачи, ценности, мечты и понятие о добре у слишком многих людей съежились. Хочется сказать: «Стоп! Давайте подумаем!» Ведь из моральной и умственной бедности ничего хорошего не растет. Капица, Лаврентьев, Будкер, Румер – это не имена в книгах, а реальный человеческий опыт, сокровищами которого нужно пользоваться. – В фильме повторяется мотив зимнего моря. Как он связан с основной темой?
– Неподвижные корабли в замерзшем море для меня – символ Академгородка. Когда я работал на телевидении, мы делали передачу «Сибирь как колония» о публицисте XIX века Николае Ядринцеве, и тогда у меня родился образ сравнения греческой и русской колонизации: первые шли по морю, вторые – по снегу. Там была такая фраза: «…как будто греческое море замерзло и вздыбилось ледяной коростой снежной равнины». Но, несмотря на эту метафору, зима – мое любимое время года, а снег – по-настоящему моя стихия.
– И все-таки картина получилась трагической…
– Разумеется. Может, это жестко прозвучит, но сегодня люди, которые должны были остаться, уходят, а вместо них остаются те, без кого все мы вполне могли бы обойтись. Хотя мой взгляд на мир через два года после тех съемок изменился. Тогда у меня было мало надежды на глобальное будущее, мне казалось, что во всем мире перестали существовать масштабные личности, везде побеждают «пластмассовые» люди, и нас ожидают серые и посредственные времена. Но я смотрю на то, как сегодня и на Западе, и на Востоке огромные ресурсы идут на развитие высшей школы, как конкурируют там университеты, чтобы воспитывать интеллектуальную элиту с новыми идеями, и понимаю, что не все так плохо. Первые персоны известного мирового научного рейтинга Хирша, по меньшей мере, в физике – это люди, которые на новом уровне разгадывают мироздание, а не сидят на ступеньках научной иерархии, потому что больше нигде не пригодились. Потрясающие вещи сейчас происходят в биологии, физике, химии, математике. Это вызывает у меня колоссальную надежду. Множество людей в мире сейчас действительно меняют его в лучшую сторону каждый день.
– Какого резонанса и реакции зрителя вы ожидаете от этой работы? – По поводу резонанса вопрос, мне кажется, с подвохом. Спросите у шпиона, стоящего у здания Пентагона, какие документы и в каком кабинете его интересуют, и он ответит, что вы узнаете об этом чуть позже из косвенных источников. Так же и здесь. Что касается восприятия… Понимаете, когда вы работаете над фильмом, то очень вкладываетесь душевно, испытываете сильные эмоции, и мне бы хотелось, чтобы этот фильм вызывал у зрителей пусть другие, но не менее сильные и, главное, неожиданные переживания.
Фильм «Президент последней республики» будет демонстрироваться 17 апреля в 16 часов в клубе «НИИКуДА» и 18 апреля в 17 часов в Малом зале Дома ученых (в рамках клуба «Cигма»).
Мария ШКОЛЬНИК Фото автора -----------------------
последней республики
Скоро в Академгородке состоится премьера документального фильма новосибирских авторов, посвященного ученым-шестидесятникам и знаменитому клубу «Под интегралом». Корреспондент «Навигатора» задал несколько вопросов режиссеру картины, выпускнику гуманитарного факультета НГУ Павлу ГОЛОВКИНУ.
На здании клуба «Под интегралом», где сегодня расположен банк, неброская мемориальная доска Александру Галичу. Здесь он выступил в 1968 году на Всесоюзном фестивале бардов. Спустя 40 лет сюда съехались участники тех событий и их единомышленники – знаменитые барды и современные исполнители авторской песни, их близкие и родные, любители и почитатели. Этих людей объединяла не только любовь к задушевным песням под гитару, – все они были и остаются яркими носителями одной культуры, одного мировосприятия, которым посвятили свой фильм режиссер Павел Головкин и оператор Петр Сиднев. Советское общество было, по сути, религиозным – все верили в коммунистическую партию, в великое будущее, в торжество добра и справедливости. И даже когда многие постепенно разочаровались в политике СССР, все равно продолжали верить в строительство лучшего в мире государства и общества, решив для себя, что просто делать это надо как-то иначе. Главный герой фильма – организатор и президент клуба Анатолий Бурштейн – делится с экрана своими мыслями о прошлом и настоящем, вспоминая времена, когда в двухэтажном здании на проспекте Науки (ныне проспект академика Лаврентьева) существовало общество свободных людей – деятельных физиков и мечтательных лириков, маленькое демократическое государство внутри могучей тоталитарной державы. В полнометражную часовую картину вошла кинохроника тех лет и современные съемки, – целая эпоха уходящего светлого поколения энергичных, творческих, глубоких, искренних и неравнодушных людей. – Какому зрителю вы адресовали свой фильм? Должны ли сидящие в зале люди знать о деятельности клуба «Под интегралом», чтобы картина была им интересна?
– Совсем не обязательно. Я бы хотел, чтобы фильм посмотрели как можно больше людей, в том числе за рубежом – в Израиле, США, Европе, и буду стараться, чтобы так и произошло. Это кино о людях, обладавших теми качествами, которых, на мой взгляд, сегодня остро не хватает большинству наших современников. Просто в России в 60-е годы жило необыкновенно симпатичное, обаятельное и ответственное поколение, которое действительно заслуживало счастья. По крайней мере, у них для этого были все предпосылки. Но русская история не то чтобы их «перемолола» (а она это умеет), но жизни, которой они были достойны, тоже не получилось. И если каждому поколению можно задать вопрос: «Что вы сделали?», то вот они-то по-настоящему сделали, и сейчас, несмотря на возраст, делают. Сомневаюсь, что большинству сегодняшних молодых людей понравится этот вопрос.
– Считаете, что нынешней молодежи живется проще?
– Я склонен думать как раз наоборот. Герои моего фильма жили в жутковатом мире, но в каком-то смысле более простом. Тогда было понятнее, где зло, а где добро. А сегодня зло постоянно меняет маски, закрывается, изменяется, и чтобы вовремя его опознать и сделать выбор, нужно смотреть на мир очень зорко. Надеюсь, этот современный подтекст в фильме считывается.
– Фильм получился почти художественным из-за множества зарисовок и операторской работы. Вы заранее продумывали с оператором, что и как снимать?
– С оператором класса Петра Сиднева это в принципе невозможно и абсолютно не нужно. По рейтингам международной телевизионной ассоциации INPUT и журнала «Искусство кино» он неоднократно входил в число лучших операторов-документалистов мира. Сиднев – мой друг, и мы оба хорошо чувствовали, какой фильм хотим сделать. Кроме того, нам очень помогал Денис Велинский – талантливый видеоинженер из киностудии «Поиск».
– Вопреки ожиданиям, вместо бардовских песен в картине часто звучат зарубежные авторы.
– Знаете, сначала я выбрал для фильма великолепную современную классическую музыку – исландца Йоханна Йоханнссона и шотландца Крэйга Армстронга, а уже потом стал размещать песни бардов. Надо сказать, что сперва сравнение играло не в пользу бардовских песен, но потом они как-то вписались и, как мне кажется, остались невероятно обаятельными на фоне западных вундеркиндов.
– Заказа на картину не было, бардами вы не увлекались. Почему вам вдруг стал интересен этот проект?
– В той эпохе присутствовали азарт, разумная ясность и вера в лучшее. То, чего сегодня слишком мало. Представления о человеческих вершинах в обществе почти потеряны. В нашем времени сломано что-то важное, отвечающее за понимание масштаба: что в мире – большое, а что – маленькое. Задачи, ценности, мечты и понятие о добре у слишком многих людей съежились. Хочется сказать: «Стоп! Давайте подумаем!» Ведь из моральной и умственной бедности ничего хорошего не растет. Капица, Лаврентьев, Будкер, Румер – это не имена в книгах, а реальный человеческий опыт, сокровищами которого нужно пользоваться. – В фильме повторяется мотив зимнего моря. Как он связан с основной темой?
– Неподвижные корабли в замерзшем море для меня – символ Академгородка. Когда я работал на телевидении, мы делали передачу «Сибирь как колония» о публицисте XIX века Николае Ядринцеве, и тогда у меня родился образ сравнения греческой и русской колонизации: первые шли по морю, вторые – по снегу. Там была такая фраза: «…как будто греческое море замерзло и вздыбилось ледяной коростой снежной равнины». Но, несмотря на эту метафору, зима – мое любимое время года, а снег – по-настоящему моя стихия.
– И все-таки картина получилась трагической…
– Разумеется. Может, это жестко прозвучит, но сегодня люди, которые должны были остаться, уходят, а вместо них остаются те, без кого все мы вполне могли бы обойтись. Хотя мой взгляд на мир через два года после тех съемок изменился. Тогда у меня было мало надежды на глобальное будущее, мне казалось, что во всем мире перестали существовать масштабные личности, везде побеждают «пластмассовые» люди, и нас ожидают серые и посредственные времена. Но я смотрю на то, как сегодня и на Западе, и на Востоке огромные ресурсы идут на развитие высшей школы, как конкурируют там университеты, чтобы воспитывать интеллектуальную элиту с новыми идеями, и понимаю, что не все так плохо. Первые персоны известного мирового научного рейтинга Хирша, по меньшей мере, в физике – это люди, которые на новом уровне разгадывают мироздание, а не сидят на ступеньках научной иерархии, потому что больше нигде не пригодились. Потрясающие вещи сейчас происходят в биологии, физике, химии, математике. Это вызывает у меня колоссальную надежду. Множество людей в мире сейчас действительно меняют его в лучшую сторону каждый день.
– Какого резонанса и реакции зрителя вы ожидаете от этой работы? – По поводу резонанса вопрос, мне кажется, с подвохом. Спросите у шпиона, стоящего у здания Пентагона, какие документы и в каком кабинете его интересуют, и он ответит, что вы узнаете об этом чуть позже из косвенных источников. Так же и здесь. Что касается восприятия… Понимаете, когда вы работаете над фильмом, то очень вкладываетесь душевно, испытываете сильные эмоции, и мне бы хотелось, чтобы этот фильм вызывал у зрителей пусть другие, но не менее сильные и, главное, неожиданные переживания.
Фильм «Президент последней республики» будет демонстрироваться 17 апреля в 16 часов в клубе «НИИКуДА» и 18 апреля в 17 часов в Малом зале Дома ученых (в рамках клуба «Cигма»).
Мария ШКОЛЬНИК Фото автора -----------------------
22.11.2024, 15:00
О незабвенной Замире 22.11.2024, 15:00
В поддержку спорта 22.11.2024, 15:00
Павильоны вернут 22.11.2024, 15:00
Корпус поточных аудиторий 22.11.2024, 15:00
Внимание: тонкий лёд! 22.11.2024, 15:00
Весело и безопасно 22.11.2024, 15:00
Вместо депутатов-иноагентов 22.11.2024, 15:00
Главный в минздраве 22.11.2024, 15:00
Сбор вторсырья 22.11.2024, 15:00
Не допустить эпидемии
Комментарии