Прелюдия в народном стиле
Прелюдия в народном стиле
Второй раз принимает участие в Международном Маланинском конкурсе-фестивале русской народной музыки Влад СВИРИДОВ, ученик Татьяны Владимировны Луговской из Центра детского творчества Советского района. В этом году он тоже отличился – стал лауреатом и получил диплом за 2-е место. Влад занимается игрой на баяне семь лет, учится в 9-м классе школы №165 и участвует в различных конкурсах.
– У Влада есть одно замечательное качество, – говорит его педагог. – Он умеет собраться и выдать на концерте по максимуму все, что может. У него хорошая, как говорят, сценическая выдержка. Больше всего меня потрясло, на каких инструментах играют дети. Многие – из села, и у них инструменты стоимостью 350 тысяч и больше. И это школьные, не собственные! А у нас же инструмент, у которого западают кнопки. Перед концертом его отремонтировали, но одна кнопка срабатывала через раз. И когда Влад отыграл и зашел за кулисы, первое, что он сказал: «Татьяна Владимировна, кнопка не западала!»
Юный музыкант охотно ответил на несколько вопросов.
– Чем понравился фестиваль в этом году?
– Русским духом. На фестиваль приехали самые разные исполнители. Особенно мне понравился дедушка с маленькой железнодорожной станции недалеко от Саратова с простой душевной песенкой «Ой, ба бы, бабы!» и веселый гармонист с частушками и прибаутками из Орехово-Зуево. Я исполнял «Прелюдию в народном стиле» Ефимова, «Стокатто в стиле арт-рок» и «Левинский ковбой». По сложности они разные: у прелюдии – очень динамичный ритм, в стокатто много силы надо на меха, а в «Левинском ковбое» мелодия очень быстрая.
– Как тебя принимали зрители?
– Сам я, когда вышел на награждение, вообще ничего не слышал, а мама сказала, что в зале кричали: «Свиридов, молодец!»
– А как ты оцениваешь свое выступление?
– В принципе я неплохо сыграл, хотя можно было и лучше, но момент волнения сыграл свою роль.
– А как ты контролируешь свое состояние?
– Больше всего волнуюсь, когда просыпаюсь утром в день концерта. Мне кажется, что обязательно что-нибудь плохое произойдет или вообще конкурс отменят. Но я использую очень простой способ – «вколачиваю» себе в голову: я это сделаю, я это сделаю! И когда выхожу на сцену и начинаю играть – волнение тут же улетает.
– Как вы с Татьяной Владимировной работаете над произведением?
– Мы говорим о нем, стараюсь вслушаться в мелодию. Например, «Прелюдию в народном стиле» несколько недель не мог понять. Мы разбирали ее по кусочкам – и я прочувствовал. Она – про русскую вольность.
Влад еще не решил, будет ли он дальше учиться музыке или поступит в НГУ, так как имеет способности к физике, математике, информатике. Но свою жизнь без музыки он уже не представляет.
– Грубо говоря, нужно быть ослом, чтобы по достоинству не ценить музыку, – говорит он. – Утром музыка поднимает настроение, днем помогает настроиться, вечером – расслабиться, а ночью – не мешает.
На баяне можно сыграть практически все, считает юный исполнитель и с улыбкой хвалит свой инструмент: «По сравнению с пианино он более удобен, хотя у него не видно клавиш. Но он не удобней скрипки».
После нашей беседы ученик Татьяны Владимировны отправился разбирать сонаты Скарлатти. А она продолжила:
– Участие в таком фестивале, как Маланинский, – исключительно важное событие для баяниста, насыщенное положительными эмоциями, неповторимыми встречами с удивительными музыкантами. Министерство культуры Новосибирской области было удивлено уровнем подготовки участников. На нем выступили 1100 любителей и профессионалов от 5 до 80 лет из разных городов России, гости из Белоруссии и Украины. Кроме фестивальных выступлений они дали 77 благотворительных концертов в школах, больницах, детских домах. И все это держится на энтузиазме организаторов и исполнителей, добровольных взносах и пожертвованиях.
Когда на сцене Дома культуры железнодорожников пел Сибирский народный хор, открывая фестиваль, у многих зрителей текли слезы. Что это – восторг, реакция генетической памяти, истосковавшейся по великой русской песне, способной перевернуть душу?
«Пока жива русская песня – жива Россия!» – такие слова не раз звучали на фестивале. К счастью, пока у нас есть кому передать этот драгоценный дар и с помощью кого. Низкий им поклон за это.
Татьяна САРАНЧУКОВА
Комментарии