Полвека за баранкой
Полвека за баранкой
В транспортном отделе при СО РАН работают добросовестные, ответственные и любящие свое дело люди. Многие из них отдали родному предприятию большую часть трудовой жизни. В числе самых заслуженных водителей – ветеран труда с 57-летним стажем Виктор Николаевич Клименко.
КОПНОВОЗАМ – ПРЕМИАЛЬНАЯ ГОРБУШКА
В свои 75 лет ветеран по-прежнему в хорошей рабочей форме. Для Академгородка это, пожалуй, абсолютный рекорд. Мы беседуем в уютной кабине служебной «Волги», на которой в последние годы Виктор Николаевич развозит по городу и его окрестностям почту канцелярии.
– Я уже 15 лет как на пенсии, и, наверное, за это мне и удружило начальство такое «теплое» место, – шутит Клименко. – Пока не выгоняют, буду крутить баранку.
К нашему «шалашу» присоединяется еще один представитель водительского братства СО РАН, недавно вышедший на пенсию Александр Николаевич Новиков. Разговор сам по себе заходит о трудном послевоенном детстве и юности моих собеседников. Оба они родом из глухих сибирских деревень, оба с малых лет познали тяжелый крестьянский труд.
– Когда началась война, мне было шесть лет, – вспоминает Виктор Николаевич. – В нашем селе Ужаниха, что в Тогучинском районе, остались бабы да дети. Нас, сопливых еще пацанов, приспособили копны возить. Сенокос, жара. Для комаров, слепней и оводов мы – аппетитная и легкая добыча: кровососущие «сжирали» нас вместе с лошадью. Со стороны выглядели не лучшим образом: всегда босые, искусанные, на ногах цыпки…
Ночевали работники «от горшка два вершка» там же, в поле: стелили солому в сделанный своими руками шалаш и спали. Питались затирухой, правда, на молоке – вот оно-то их и спасало. Хлеба давали немного, но юным копновозам в качестве премии доставались горбушки, они все же побольше. А когда поспевал горох – это было счастье!
ПО ЗАВОДСКОМУ ГУДКУ
За долгую жизнь Виктор Николаевич ни разу не опоздал на работу. Признается: опаздывать отучил заводской гудок. 15-летним пареньком, еще обучаясь в ремесленном училище, переступил он порог проходной лампового завода и узнал, что такое военная дисциплина. После гудка на предприятие пропускали еще ровно три минуты. И всё. На следующий день нарушителя ждал суд: за первое опоздание отчисляли четверть его зарплаты в пользу государства, за третье наказывали тремя годами принудительных работ.
– На нашем участке было 160 револьверных станков, и я как слесарь-ремонтник старался, чтобы все они были на ходу, – рассказывает Виктор Николаевич. – Спрос с меня, малолетки, был стопроцентным. В последнюю декаду каждого месяца я практически не выходил из цеха: чтобы наши работники получили премию, требовалось выполнить план не меньше, чем на 120 процентов. Но были и радостные моменты. Например, в 16 лет я, всегда полуголодный, впервые досыта наелся в столовой, когда получил зарплату.
ЛИЧНЫЙ ВОДИТЕЛЬ ВОЕНПРЕДА
Незадолго до призыва на действительную службу Виктор Николаевич окончил курсы шоферов. В армии работал на бензовозе и самосвалах. Демобилизовавшись, возил грузы и людей на объекты СМУ-2 Сибакадемстроя. А в 1959 году был принят на должность личного водителя военпреда Института гидродинамики, руководителя Морской секции при Сибирском отделении Георгия Мигиренко.
– С Георгием Сергеевичем я проработал 18 лет, – вспоминает этот этап своей жизни Клименко. – Мой шеф вел большую научную и организационную работу, возглавлял долгие годы партийную организацию Новосибирского научного центра. Я как личный шофер был всегда с ним рядом и даже имел первую группу допуска в отношении секретов.
Во время работы у Мигиренко Виктор Николаевич ездил сначала на «Победе», потом на «Волге». Содержал свои машины в идеальном порядке и в любое время суток был готов отправиться в поездку. Как полноправный член «лаврентьевской коммуны», квартировавшей в бараках Золотой долины, утром вместе с учеными садился за один большой стол завтракать. А уж обедать и ужинать доводилось где придется, нередко даже в другом городе.
Однажды водитель и его начальник взяли экспедиционный журнал и поехали своим ходом… в Самарканд. Побывали на Иссык-Куле, в Самаркандской долине. За двадцать дней сгоняли туда и обратно, правда, не без приключений. На обратном пути, уже в Горном Алтае, проскочили ночью через расположение ракетных войск. Лишь успели удивиться: дорога что-то больно хорошая.
ТРАНСПОРТНЫЙ КОНВЕЙЕР
Около 30 лет Виктор Николаевич обслуживал так называемый конвейер транспортного отдела при Сибирском отделении. То есть, другими словами, куда начальство пошлет, туда и поедешь. Ночь-полночь – по-солдатски всегда будь готов. А сколько различных комиссий он доставил в аэропорт Толмачево, скольких академиков там встречал – не счесть.
Внес он свой вклад и в общественную работу: как человека честного и справедливого водители не раз избирали его председателем цехового профкома. И то, что на предприятии никого не обделили льготами при приобретении малолитражек марки «Жигули» (это было оговорено коллективным договором), во многом и его заслуга. А еще профком не забывал об ушедших на пенсию водителях, организовывал празднование дней рождения ветеранов и фронтовиков.
– Работа у нас не трудная, но, так сказать, заразная, – почти в голос охарактеризовали свою профессию мои собеседники. – К ней настолько привыкаешь, что без баранки уже жить не можешь, несмотря на болячки и трудности. Но иногда становится обидно за свою профессию: каких только горе-водителей сегодня не увидишь на дорогах.
ПОКОЙ ВАМ И НЕ СНИТСЯ
Александр Николаевич Новиков на себе прочувствовал «отлучение от баранки»: вот уже три месяца он на заслуженном отдыхе. Снится ему по ночам его микроавтобус – «дежурка»: будто бы ждет она его в гараже, и уже пора вставать и развозить людей на работу. Увидит на улице похожую машину – и сердце защемит. Ведь он тоже более полувека отдал любимому делу.
Да, покой вам и не снится, дорогие ветераны! Для настоящих водителей работа – это жизнь. Надежды вам, веры в лучшее, безопасной езды и отличных дорог.
Петр ИВАНОВ
На снимке В. Клименко и А. Новиков
Фото автора
Комментарии