Почтовые порядки
Почтовые порядки
В наш век информационных технологий и телекоммуникационных систем люди по-прежнему не могут обойтись без писем, посылок и бандеролей.
Между тем качество почтовых услуг вызывает определенные нарекания: корреспонденция, даже в пределах одного населенного пункта, доставляется медленно; в отделениях связи – очереди; люди порой подолгу ждут, пока ищут их письмо или бандероль. Почтовики в свой черед ссылаются на нехватку сотрудников – невысокая заработная плата не делает этот нелегкий труд привлекательным.
Вопросами работы почты озаботились даже народные избранники. В сентябре на сессии Законодательного Собрания НСО депутат Артем Скатов предложил пригласить представителей ФГУП «Почта России» на заседание профильного комитета областного парламента, чтобы рассмотреть неудовлетворительную работу местного филиала госпредприятия.
Очередь: одна на всех
В редакцию обратился сотрудник ИМ СО РАН Валерий Кирейтов. Он предоставил копию письма, которое ранее было отправлено на Новосибирский главпочтамт и касалось вопросов работы 90-го отделения связи. В письме, в частности, указывалось на перегруженность отделения – ведь именно здесь принимают и выдают корреспонденцию многочисленных институтов, расположенных в Верхней зоне Академгородка. Предлагались и конкретные способы решения проблемы: открыть дополнительное почтовое отделение в ВЗ (как вариант – создать филиал, работающий только с частными лицами), либо закрепить за каждым почтовым отделением в Верхней и Нижней зоне определенные учреждения и организации.
Руководитель Новосибирского почтамта Татьяна Дубовицкая ответила, что штат сотрудников в 90-м отделении заполнен в пределах нормы. Имеющиеся вакансии не мешают предоставлять клиентам услуги в полном объеме. Но следует учесть, что это отделение связи – самое крупное в Академгородке, поэтому у него больше всего клиентов, среди которых много учреждений и организаций. Однако открывать дополнительные офисы «Почты России» не планируется; формально в Городке их достаточно – целых четыре. Правда, три находятся в Нижней зоне, а не в Верхней, где сосредоточены управленческие организации, научные институты и университет. Тем не менее, анализ обращений жителей позволил разработать меры по улучшению сервиса; в четвертом квартале 2012 года планируется открыть в отделении дополнительное окно специально для юридических лиц. Подобный опыт есть: в городе три отделения предназначены исключительно для обслуживания корпоративных клиентов: в Дзержинском, Ленинском и Железнодорожном районах.
Пока же «Почта России» предлагает платный сервис, позволяющий избавиться от необходимости посещения почтового отделения – вызов курьера в офис.
Вряд ли варианты с оплатой курьера или поездки в Железнодорожный район покажутся привлекательными коммерческим, и, тем более, государственным структурам. Жителям Академгородка тоже сложно порекомендовать более свободное почтовое отделение – в очередях периодически стоят все. Видимо, дело не только в количестве отделений, но и в качестве обслуживания. Вопрос адекватного распределения нагрузки как на отделения, так и на самих почтовых работников остается открытым.
Подпись – главный аргумент
Впрочем, у Валерия Кирейтова к почтовому отделению появились претензии и посерьезнее. В том же 90-м отделении ему вручили зарубежную бандероль, по слова Валерия Рашидовича, вскрытую на почте, а по словам сотрудников отделения – распечатанную самим адресатом. У каждой из сторон в такой ситуации находятся убедительные аргументы, основной из которых – подпись получателя. Но многие ли из нас, отстояв утомительную очередь и подпираемые сзади нетерпеливыми согражданами, проверяют целостность отправления, а не подмахивают квитанцию, не глядя?
Самый яркий инцидент подобного рода произошел в нашем районе в июне прошлого года: житель Академгородка Сергей Ляпко, заказавший через электронный аукцион E-bay планшетный компьютер Apple iPad2, вскрыл посылку и обнаружил в ней булыжники. К счастью, он решил сделать это, не отходя от окошка, на глазах у сотрудников почты и других посетителей.
Сергей отмечает, что руководство отделения связи в этой ситуации оказало ему поддержку: тут же был составлен акт о вскрытии посылки. К сожалению, внутреннее расследование и обращение в полицию не принесли результата – виновных до сих пор не нашли. Но грамотные действия адресата уберегли его от крупных денежных потерь: продавец вернул деньги за пропавший товар, так как груз был застрахован, а покупатель предоставил необходимые документы, свидетельствующие о краже.
После этого Сергей Ляпко создал специальный сайт, где советует, как правильно получать посылки. Главная рекомендация – внимательно смотрите, за что вы расписываетесь. Ставьте подпись только после тщательного осмотра посылки. До того момента в квитанцию достаточно внести свои паспортные данные и адрес. И уж тем более не следует авансом оставлять приписки вроде «с содержимым ознакомлен, претензий не имею», о чем иногда просят не только почтовые работники, но и курьеры.
Разумеется, все это проблемы не одного отделения, а нашей системы почтовой связи в целом. Необходимость реформы очевидна, но развернуть на сто восемьдесят градусов и заставить по-новому работать почтовую махину – дело не одного года. Надеемся, что положительным изменениям в сфере почтовых услуг будет способствовать и наша гражданская активность.
Ольга ЩЕНЯТСКАЯ
Комментарии